Месяцеслов


02.06.2024

20 мая по старому стилю  /  2 июня по новому стилю
воскресенье

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Мчч. Фалале́я, Александра и Асте́рия (ок. 284). Обре́тение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431).

Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскало́на (ок. 287). Прпп. Завуло́на и Соса́нны, родителей равноап. Нины (IV). Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая).

Сщмч. Павла Лазарева пресвитера (1919).

Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Деян., 28 зач., XI, 19–26, 29–30. Ин., 12 зач., IV, 5–42. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23*.

При совершении службы свт. Московского Алексия следует руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая. В этом случае совершается служба воскресная, самаряныни и святителя; служба Преполовения опускается (см. Типикон, 23 апреля, 6-я Маркова глава; 8 мая, 4-я Маркова глава).

* Чтения свт. Московского Алексия читаются, если ему совершается служба.

Тропарь воскресный, глас 4:

Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Тропарь Преполовения, глас 8:

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения, глас 4:

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Кондак Недели о самаряныне, глас 8:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня/ ви́де Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́вшися оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, яко присносла́вная.

Тропарь святителя Московского Алексия, глас 2:

Я́ко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное,/ честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия,/ всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е,/ от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся/ и Христа́ славосло́вим, глаго́люще:// сла́ва Прославля́ющему святы́я Своя́.

Ин тропарь святителя Московского Алексия, глас 4:

Апо́стольских прее́мников, архиере́ев сопресто́льниче,/ Росси́и всея́ па́стырю и учи́телю,/ всеблаже́нне о́тче Алекси́е,/ Влады́це всех моли́ся,/ мир па́стве твое́й дарова́ти,/ и спасе́ние душа́м на́шим,// и ве́лию ми́лость.

Кондак святителя Московского Алексия, глас 8:

Я́ко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ нам/ от мног лет сокрове́ны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны, святи́телю Алекси́е,/ тобо́ю благода́ть прие́млем,/ всю бо страну́ сию́ и вся ны чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ де́йством благода́ти, да пое́м ти:// ра́дуйся, о́тче, свети́ло Росси́и.



Беседа Христа с самарянкою была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа. Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум и замечательные слова одного древнего богослова, утверждавшего, что человеческая душа по природе своей христианка. «А по грешному житейскому обычаю – самарянка», – возможно, возразят нам. Пусть так. Но Христос, вспомним, не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четвертовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкою. И именно через нее по Промыслу Божию были приведены ко Христу жители ее родного города. Воистину, вокруг единого, стяжавшего истину Святого Духа, спасутся тысячи. Так было и так будет! Ибо источник воды спасения, которою благословил всех нас Христос, есть ключ неиссякающий.

Богослужебные указания