29 мая по старому стилю / 11 июня по новому стилю | вторник |
Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, У́стюжского (1494). Обре́тение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, А́нзерского (2000).
Явление Честно́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (1423)*. Мц. Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии.
Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око».
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9**. Лит. – Деян., 40 зач. (от полу́), XVII, 19–28. Ин., 42 зач., XII, 19–36. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.
* Явленный в 1423 году чудотворный Крест до 1940 года пребывал в Крестовоздвиженском храме села Никольский погост (закрыт в 1930-е годы, частично разобран на кирпичи в 1974 году, ныне восстановлен как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Шуйской епархии), а с 1940 года пребывает в храме святителя Иоанна Златоуста села Годеново (ныне подворье Переславского Никольского женского монастыря Переславской епархии).
** Чтения свт. Луки (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
Попытки воссоединить христианство с языческой культурой, с языческой философией привели к тому, что многие люди, развивая эти философские концепции, применяя их к христианству, допустили очень большую ошибку. Нормы и идеи языческой философии они попытались включить в христианскую веру, и побежденное язычество через языческую философию стало входить в жизнь Церкви. И когда эта опасность стала очевидной, появился очень яркий проповедник – священник по имени Арий, который стал собирать вокруг себя огромное количество слушающих и верящих его словам. Опасность, которая не уступала опасностям времен гонений от язычников, была осознана в Церкви, и тогда из среды православного духовенства на поприще общественного служения выступили удивительные святители и богословы, среди которых особенно отличался Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские. Этот святитель многое сделал для победы над Арием и на I Вселенском Соборе выступил так резко против, особенно когда Арий стал доказывать свою правоту, что ударил его. Что, конечно, не подобало атмосфере, которая должна была быть на Соборе, но святитель своим жестом показал полную непримиримость с арианством, с попыткой внедрить языческие идеи, языческую философию в то время, когда христианство победило язычество. И мы знаем, что Арий был посрамлен, а святитель Николай вошел в историю как мужественный борец за чистоту Православия.