22 сентября по старому стилю / 5 октября по новому стилю | суббота |
Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).
Прп. Ионы Яшезе́рского (после 1592). Прп. Макария Жабы́нского, Беле́вского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мч. Фоки вертогра́даря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря́ (VI). Cщмч. Феодосия Бразского (1694) (Румын.).
Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1932).
Сщмч.: Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Ин., 36 зач., X, 9–16. Ряд.: 1 Кор., 132 зач., IV, 17 – V, 5. Лк., 15 зач., IV, 31–36.
С этого дня до предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы поется Октоих. На утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя...».
Святитель Филарет Московский относился к числу самых просвещенных людей своей эпохи. Он был энциклопедически образован, обладал множеством талантов. Всё это внушало уважение в том числе и со стороны людей светски просвещенных, многие из которых уже охладевали в вере, находясь под значительным влиянием безбожных идей, начавших проникать и в нашу страну. О святителе рассказывают такую историю. Дело было на балу (тогда балы при дворе были важным государственным событием, и владыка их посещал). Митрополит сидел на скамеечке у стены, наблюдая, как люди веселятся, и вот один известный молодой аристократ, считавший себя, конечно, весьма просвещенным, подходит к нему и говорит: «Владыка, но Вы же такой образованный, Вы же один из самых, а может быть, самый образованный человек в России! Ну как Вы можете поверить в то, что кит проглотил Иону?!» Святитель Филарет на него посмотрел и говорит: «Молодой человек! Если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это поверил». И молодой человек ушел, ошеломленный таким ответом. А ведь в этом ответе была вся правда Божия. Нет ничего значительнее веры. Именно вера открывает горизонты знания, недоступные тем, кто веры не имеет. Мы знаем, что живем в трехмерном пространстве, и так привыкли к этому, что многие и не помышляют ни о каком другом измерении. А ведь есть еще иное измерение – духовное, но человек, который знает только три измерения и живет в них, не способен увидеть реальность, существующую в ином измерении.