19 ноября по старому стилю / 2 декабря по новому стилю | понедельник |
Седмица 24-я по Пятидесятнице (ев. чтения 27-й седмицы). Прор. Авди́я (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867).
Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обре́тение мощей прмч. Адриана Пошехо́нского, Ярославского (1626). Мчч. А́зы и с ним 150-ти воинов (284–305). Мч. Илиодо́ра (ок. 273). Прп. Илариона Грузина, чудотворца (ок. 875) (Груз.). Прп. Порфирия Кавсокаливи́та (1991).
Сщмч. Иоанна Вишневского пресвитера (1920). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия пресвитеров, прмчч. Иоасафа Крымзина, Геннадия Ребезы, Петра Мамонтова, Герасима Сухова, Михаила Кванина, мчч. Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – 1 Сол., 267 зач., II, 20 – III, 8. Лк., 86 зач., XVII, 20–25. Свт.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Мф., 11 зач., V, 14–19.
Святитель Филарет, великий мыслитель и богослов, замечательно соединил в себе самом образованность, культуру и святость. И когда некоторым со стороны представляется, что в Церкви «люди так себе, с точки зрения образования и культуры», – то ведь это ошибочный взгляд! И сегодня, как и в прошлом, среди нас, православных верующих, много выдающихся людей – только скромных, не выпячивающих себя. Так же как много простых тружеников, которые имеют крепкую веру и передают ее и детям, и внукам, совершая великое дело продолжения православной духовной традиции в нашем народе.
Память о святителе Филарете должна всех нас вдохновлять. Его дела не прошли даром, его слова не умерли – на них воспитывались поколения русского духовенства, да и русской интеллигенции. Сегодня может быть, это не так, но Церковь, преломляя мудрость святителя через призму современности, обязана актуализировать евангельское послание, Слово Божие так, чтобы оно стало не просто понятным, но чтобы оно вдохновляло людей на устроение своей жизни, а может быть, и на устроение общенародной жизни.