4 ноября православные Карелии впервые чествовали память священномученика Николая. В этот день в Кафедральном Александро-Невском соборе был совершен чин канонизации святого. 25 марта 2004 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Николай Богословский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии.
Память священномученика Николая – это духовный праздник, в который мы должны почувствовать себя наследниками его делания, его духа и его подвига.
* * *
Житие священномученика Николая Богословского
Священномученик Николай родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. В 1896 г. Николай Богословский закачивает Олонецкую духовную семинарию со званием студента и 24 сентября поступает на службу псаломщиком в Александро-Невскую заводскую церковь и учителем церковно-приходской школы при этой церкви.
2 марта 1897 г. Преосвященный Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов) (1814—1900), епископ Олонецкий и Петрозаводский, рукоположил Николая Богословского в сан священника с назначением в Оштинский приход Лодейнопольского уезда. Ошта имела особенное значение для старообрядцев этих мест. По убеждению причта, ее можно было считать «еретической монополией». В конце XIX в. там насчитывалось около 509 дворов, 3 500 прихожан и более 2 тысяч сторонников старообрядчества. Поэтому священникам приходилось немалое время заниматься «назиданием и увещеванием» паствы: ездить по деревням и вести беседы с раскольниками, обучать молодежь грамоте, вести полемику с наставниками староверов. В приходе было две церкви: деревянная Николаевская и каменная Богоявленская. С 11 сентября 1897 г. и вплоть до 1918 г.
Николай Иоаннович состоял законоучителем Оштинской женской церковно-приходской школы и Лазаревского земского училища, законоучителем и заведующим Лазаревского церковно-приходского училища. За «усердное и успешное ведение учебно-воспитательного дела» его неоднократно поощряли благодарностями от Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета. За «усердную и полезную службу» о. Николай был награжден набедренником (1898), скуфьей (1903), камилавкой (1909). В 1910 г. он был награжден серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ» (1884—1909) на двойной Александровской и Владимирской ленте. В 1913 г. о. Николай был представлен к награждению наперсным крестом от Святейшего Синода. 1909 г. он был избран духовным следователем, в октябре 1913 г. утвержден в должности члена Благочиннического совета. Он состоял депутатом Училищного окружного съезда. В 1915 г. о. Николай был участником 48-го съезда отцов депутатов Петрозаводского училищного округа и ему было доверено быть отцом-председателем. «За труды и руководство в занятиях съезда» ему была вынесена «благодарность с внесением в формулярные списки». Отец Николай также занимался благотворительной деятельностью: был членом Правления Оштинского общества вспоможения бедным и сирым.
В годы русско-японской войны, как и другие священнослужители, о. Николай занимался сбором средств в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. Деньги от Оштинских церквей и пожертвования от прихожан в 1904—1905 гг. поступали регулярно, чему немало содействовал и отец Николай. В 1907 г. он был награжден медалью Красного Креста «В память русско-японской войны».
В октябре 1914 г. при Оштинской церковно-приходской школе была открыта дамская мастерская, в которой пошивом белья для воинов занимались супруга священника А. Г. Богословская и учительницы Е. Лаврова и А. Васильевская, преподававшие рукоделие. В 1915 г. был организован кружок работниц, которые также занимались шитьем на нужды фронта.
Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война в корне изменили жизнь и быт народа, в том числе и отца Николая. Пока неизвестно, что пришлось пережить о. Николаю в Оште и когда точно он вернулся в Петрозаводск. Сам о. Николай в одном из документов написал, что в 1918—1925 гг. он был служащим, а из другого документа удалось уточнить, что он работал старшим учетчиком (место работы не указано).
В 1925 г. о. Николай вернулся к священническому служению. Последние годы его жизни прошли в тяжелых экономических, а также нравственных условиях, когда с каждым годом нарастала и ужесточалась антирелигиозной кампании. Газеты, радио, массовые мероприятия были направлены против традиционных православных праздников и на унижение и притеснение самих священнослужителей. В мае 1926 г. в Петрозаводске прошла первая конференция Союза безбожников, число которых к 1937 г. выросло до 6,5 тысячи человек.
В таких условиях приходские советы церквей были вынуждены взять на себя много непосильных для них обязательств: содержание и ремонт храмов, приобретение ладана и свечей, содержание причта, изыскание средств на уплату налогов и другое. В 1925 г. при Святодуховском кафедральном соборе был организован «Кружок любителей религиозно-нравственного христианского просвещения», организатором и лектором которого стал о. Николай. Он также проделал большую работу по приведению в порядок библиотеки (более 7 тысяч книг), был сотрудником религиозно-нравственной комиссии при соборе и секретарем приходского совета. С января 1926 г. о. Николай служил в Петрозаводском кафедральном Святодуховском соборе, числясь при этом «приглашенным от приходского совета по вольному найму». В 1926 г. он был возведен в сан протоиерея, в 1928 г. — представлен к награде — палице, а 30 октября 1929 г. утвержден в штате. Однако усиливающаяся с каждым годом антирелигиозная пропаганда и создание мнения о соборе в средствах массовой информации как о «штабе святейшей контрреволюции», инициация проведения собраний трудящихся, выдвигавших предложения о закрытии церквей, — все это привело к тому, что 26 января 1930 г. президиум Петрозаводского горсовета принял постановление о закрытии Святодуховского собора. 28 февраля собор был закрыт, а его причт и община перешли служить в Екатерининскую кладбищенскую церковь.
Самые страшные испытания обрушились на церковь в 1937—1938 гг. Летом 1937 г. репрессии дошли и до причта Екатерининской церкви. Первым в июле 1937 г. был арестован настоятель Николай Степанович Надежин (7.12.1875—1937), 2 сентября — Николай. На арестованных было заведено уголовное дело. Настоятель церкви обвинялся в том, что «организовал контрреволюционную повстанческую группу среди церковников г. Петрозаводска и руководил контрреволюционной повстанческой организацией, неоднократно посещал нелегальные сборища, давал установки о контрреволюционной повстанческой деятельности». Протоиерею Н. Богословскому, приписывалось участие в этой организации, посещение «сборищ, где обсуждались вопросы политики ВКП(б) и советской власти с контрреволюционных позиций». «Свидетелями», дававшими показания на обвиняемых, были проходившие по другим делам четверо священнослужителей из Заонежского и Лодейнопольского районов.
Допросы, сопровождавшиеся пытками, продолжались два месяца. Настоятеля церкви о. Николая Надежина допрашивали 6 раз, о. Николая Богословского 4 раза. Отец Николай не подписал ни один из протоколов следствия.
«Участником контрреволюционной организации я не являюсь, и о существовании такой организации мне ничего не известно», – таким был ответ отца Николая. «Вы говорите неправду, – утверждал следователь, – следствию известно, что вы, являясь участником контрреволюционной организации, были тесно связаны с участниками этой организации, находящимися в районах Карелии. Настаиваем на правдивом ответе». Протоиерей Николай вновь повторял: «Никого из участников контрреволюционной организации я не знаю и ни с кем из них связан не был». Со стороны следователя продолжался жесточайший нажим: «Вы говорите очевидную ложь. Следствию точно известно, что вы являетесь участником повстанческой организации. Еще раз предлагаем говорить правду».
Отец Николай не признал себя виновными и не назвал ни одного имени из священнослужителей или мирян. Обвинение арестованным было предъявлено по ст. 58-2-10-11 (контрреволюционная деятельность). Постановление тройки НКВД Карельской АССР о расстреле было принято 2 ноября 1937 г. Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. в районе д. Сулажгора и погребен в общей безвестной могиле. 9 января 1957 г. Верховным Судом КАССР, через двадцать лет, он был полностью реабилитирован.
В 2004 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя священномученика Николая Богословского в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской и Карельской епархии. Память священномученика Николая совершается в день его кончины 22 октября (4 ноября) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем. Если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Тропарь гл. 4
Земли Карельстей новое украшение Добрый пастырю словесных овец, Подвигом страдания за Веру просиявый, Велие дерзновение пред Богом стяжал еси. Отче священномучениче Николае, Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак гл. 3
В годину лютую к пастырству призванный, В церкви святыя Екатерины подвизался еси, Множество душ к покаянию и спасению приведый, Клевету богоборческую отринул еси. За Христа пострадав даже до крове, Священномучениче Николае, Ныне усердно молися о всех нас.
МОЛИТВА
О святый угодниче Божий, священномучениче Николае! Подвигом страдания за Христа в земле Карельстей просиявый, образ смирения и терпения в мученичестве своем нам явивый и клеветников своих посрамивый. Отврати от нас праведный гнев Божий, и да сподобимся молитвами твоими храмы Божий созидати и самем нам храмами Духа Святаго соделоватися. Да укрепит Господь молитвами твоими Веру нашу и избавит страну Карельскую от ересей и расколов. О, святый угодниче Божий, священномучениче Николае, моли о нас Всемилостиваго Бога и Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь спасение душевное получити и блаженство нескончаемое в вечном царствии Христовом наследовати. Емуже подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.