В эти дни Рождественского поста нам предлагается для размышления притча Христова о безумном богаче. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле» (Лк. 12:16). Мы говорим, что Бог послал ему этот урожай, потому что одних человеческих трудов для урожая тем более в жаркой, засушливой Палестине мало. При виде своего урожая этому человеку приходит в голову поначалу неплохая мысль: «Что мне делать?» (Лк. 12:17). Но затем жадность, привязанность к удовольствию взяла свое. У него душа так срослась с телом, что он уже не мог отличить влечение тела от влечения души. Таких людей Апостол Павел называет «плотскими» (Первое послание Коринфянам 3:3). Он делит всех людей на три нравственные категории: люди духовные, люди душевные и люди плотские. По-видимому, это был человек последней категории, потому что он, обращаясь к своей душе, говорит: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Он обращается к своей душе так, как будто это тело с его обычными физиологическими потребностями. Когда высокие душевные порывы для него свелись только к тому что покоиться, есть, пить, веселиться, это человек стал безумен. Вместо того, чтобы подумать о тех бедных, у кого не было земли или урожая, у кого случилось страшное горе он думает только о своем теле. Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). Мы знаем, дорогие отцы, братья и сестры, как часто смерть бывает совершенно внезапной. То, что вчера было важным и нужным у гроба не имеет никакого значения, а первостепенным оказывается состояние души. А для этого богача его душа была его телом. «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).
Некоторые задают вопрос, на который нет ответа в Евангелие: «Как умер этот человек?». Отцы сходятся в том, что для него смерть была хотя бы относительным благом, ибо в Царстве Небесном, Господь говорит, обителей много.
Мы знаем, что люди богатые часто пресыщаются обычными, житейскими удовольствиями. Они уже начинают искать какие-то особенные удовольствия, какой-то перчинки и так скатываются в разряд извращенцев. Может быть, Господь, видя на какую скользкую дорожку встал этот богач, оборвал его путь, чтобы он не скатился как извращенец на самое дно Ада.
Дорогие отцы, братья и сестры! Вот чему учит такая короткая, но такая содержательная притча. Время летит, время быстротечно, и на пороге нового года Господь напоминает нам: «Спешите творить добро». Господь наш Иисус Христос родился в загоне для скота, а не в царских чертогах. Мы тоже должны сейчас обратить внимание на бедных, одиноких, на тех, кто нуждается в нашей помощи. Не будем же говорить своей душе: «Ешь, пей, веселись, добра у тебя на многие годы», потому что это речь безумного человека. Есть добро, поделитесь этим добром с теми, кто нуждается вокруг вас. Аминь.
Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца поздравляю вас с этим большим и прекрасным праздником. В эти дни Святого Рождественского поста совпадают и престольный праздник, именуемый Малой Пасхой, и воскресный день. И от того радость наша усугубляется и приумножается. Я сердечно поздравляю всех тех, кто в этот день нашел возможность причаститься, перед этим исповедовавшись.
Благодарю всех вас за святые молитвы в упокоение новопреставленной Марии, погибшей в автокатастрофе. Для многих из нас это стало личным горем. Еще раз сердечно благодарю тех, кто откликается на человеческое горе, кто молится, искренне молится за здоровье живых и покой усопших. Это наш христианский долг.
Особенно в этот день хочется поздравить приход святого храма сего с престольным праздником. Призываю на всех вас Божье благословение.
Храни и благослови всех нас по молитвам Святого благоверного великого князя Александра Невского.