Санкт-Петербург, защищенный молитвами святых, построенный гениальными зодчими, воспетый великими поэтами, спасенный героическими жителями и отважными воинами, является городом, представляющим собой живой целостный организм. Причем, эта целостность не есть простое случайное земное единство, а, можно сказать словами .С. Хомякова, она отражает «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Хомяков А.С. Соч. в 2 т. М., 1994). И в уникальной архитектурной форме, и в содержании неповторимой петербургской жизни, определяющейся различными аспектами человеческих устремлений, Санкт-Петербург, эта живая целостность, обладает жизненно важными органичными узлами, обеспечивающими сокровенную историческую крепость всего «организма». Сегодня, к сожалению, можно привести много примеров тому, как стремление ослабить, а иногда и разрубить эти «узлы», приводит к очевидному нарушению устойчивости, а в худшем случае, необратимому искажению петербургской метафизической природы.
Казалось бы, благое дело — новое здание Биржи на Васильевском острове. Но каковы последствия непродуманного архитектурного решения, изменившего образ города и принесшего столько горя истинным петербуржцам. Кажется, что плохого, если в историческом центре на месте тихих старинных зданий появятся новые современные дома в виде стеклянных призм и пирамид? При виде зияющих пустот по обеим сторонам Невского проспекта разрывается от боли сердце, чувствующее, как убивается прекрасное тело любимого города, как хрустко рвутся связи, как безжалостно перерубаются исконные кровотоки, как отучаются петербуржцы от того, что зовется традицией. Но еще страшнее, когда ледяной ветер перемен угрожает живым, пульсирующим узлам духовной жизни, когда лучшее неожиданно может стать погубителем хорошего.
Назначение ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Константина (Горянова) на новую должность в разгар учебного года, перед Актовым днем апостола Евангелиста Иоанна Богослова, заставило многих православных людей содрогнуться от неожиданности произошедшего и задуматься над выдающимся значением сделанного Владыкой для Санкт-Петербурга за годы своего ректорства. Не трудно понять, как много мы сегодня теряем, какие многочисленные важные для духовного здоровья города связи будут окончательно оборваны с отъездом в глубинку мудрого православного пастыря, ученого-богослова, честного историка, талантливого писателя, неутомимого администратора. Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Владыка Константин более многих способствовал единению светской молодежи и Русской Православной Церкви. О значении сделанного архиепископом Тихвинским для нашего города и для Духовной Академии, которую он успешно возглавлял, много говорилось в средствах массовой информации, особенно в 2006 году, когда Санкт-Петербургские Духовные школы торжественно отмечали 55-летие со дня рождения и 35-летие научной деятельности своего ректора, профессора, викария Санкт-Петербургской епархии, вставшего на ответственное служение в тяжелейшие для России 90-е, а именно в 1996 году.
Владыка достойно продолжил дело тех, кто созидал Духовные школы града святого апостола Петра и тех, кто возрождал их после той многолетней войны, которую вела богоборческая власть против Церкви. Высоко оценивая служебные заслуги архиепископа Константина, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «На протяжении многих лет Вы ревностно служите Богу и людям, внося весомый вклад в развитие богословского образования и воспитания учащихся духовных школ. Находясь на посту ректора, Вы являете пример следования своему призванию и верности служебному долгу, отдавая все свои силы и дарования делу Церкви. Весьма отрадно сознавать, что во многом благодаря Вашему участию ныне успешно осуществляется реформа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Немало трудов Вы положили, дабы повысить уровень подготовки будущих священнослужителей, иконописцев, регентов и тружеников церковных. С присущей Вам ответственностью Вы исполняете все многообразие возлагаемых на Вас послушаний» (Христианское чтение. № 26. 2006. С. 228). Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко тоже отмечала особые заслуги Владыки, по ее мнению, делавшего все возможное, «чтобы высокие духовно-нравственные ориентиры, мир, согласие и взаимопонимание определяли отношения между жителями нашего великого города» (Там же. С. 229).
С почтением и любовью всегда относились и относятся по сей день к своему наставнику профессорско-преподавательский состав Академии, студенты, воспитанники и воспитанницы, для каждого из которых у Владыки хватало времени и внимания. И это удивительно, если знать, что одну из ведущих не только в России, но и во всем православном мире, Санкт-Петербургскую Духовную Академию возглавлял человек, обладающий ученой известностью, являющийся академиком Российской Академии естественных наук, членом Синодальной богословской комиссии, членом редколлегии «Богословских трудов», членом научного совета «Православной энциклопедии», сопредседателем церковно-общественного совета по биомедицинской этике, автором глубоких богословских работ, философом, публицистом, деятельным администратором. Кроме очевидных благих преобразований, касающихся научно-педагогического процесса, приведших к улучшению профессиональной подготовки, выразившейся в постоянном ежегодном увеличении количества научных работ, выдвигаемых на соискание ученых степеней, Владыка не забывал о хозяйственной стороне жизни Академии. Несмотря на тяжелую экономическую обстановку, он, заботясь о быте студентов, улучшал бытовые условия, проводил ремонт.
Особое поприще ректора, имеющее сегодня для Петербурга первостепенное, оборонное значение — это формирование новых межвузовских взаимоотношений, основанных на духовно-нравственном просвещении как петербургских студентов и курсантов, так и преподавателей многих петербургских вузов. Именно трудами архиепископа Константина была создана Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», учредителями которой выступали кроме Духовной Академии Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, Государственный Университет и ведущие вузы города. Президентом Ассоциации единогласно был избран Владыка Константин. В сложных условиях духовной и информационной войны за души молодежи не могло быть более достойного руководителя просветительской организации «Покров», чем Владыка Константин, который, будучи не только служителем Церкви высокого сана, но и прекрасно образованным человеком, имеющим ученую степень кандидата медицинских наук, заслуженно пользуется признанием, уважением и высоким авторитетом среди многочисленных деятелей науки, образования, культуры, искусства и представителей всех слоев петербуржцев.
Так деятельность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Константина (Горянова) в обращении к Патриарху Алексию II от 9 октября 2008 года оценивает Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга. «Сотрудничество Церкви, общества, государства, армии и молодежи, консолидация всех здоровых сил общества — одно из важнейших условий национальной безопасности России. И в свете нынешней политической ситуации не только в России, но и вокруг нее в мире, в условиях все усиливающегося идеологического давления особую значимость приобретает борьба за влияние на молодежь, особенно студенческую…
За годы руководства старейшим духовным учебным заведением Санкт-Петербурга ректором Константином Духовная Академия заняла особое место в системе высшего образования Северной столицы. Знаменательно, что вокруг духовно яркой личности архиепископа Константина, под покровом Пресвятой Богородицы во имя возрождения, укрепления и процветания нашего Отечества ректоры вузов добровольно объединились в Межвузовскую Ассоциацию духовно-нравственного просвещения «Покров», которая включает сегодня 38 крупнейших вузов, в том числе 12 военных, ряд самостоятельных общественных организаций. Впервые такое общественное содружество создано на основе стержня нашей отечественной традиции — Православия. Это — беспрецедентный опыт в истории современной России, который распространяется не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России (Рязань, Воронеж, Екатеринбург, Москва).
Уже сейчас видны реальные плоды работы Ассоциации по возрождению в среде студенческой молодежи духовных ценностей Православия. Деятельность Межвузовской Ассоциации «Покров» охватывает многообразные стороны жизни учащейся и студенческой молодежи: научные исследования, опирающиеся на культурные отечественные традиции; разнообразные образовательные и информационные проекты; социально-благотворительная работа молодежи; участие в восстановлении и сохранении культурных памятников и святынь; внедрение церковных праздничных традиций в светскую студенческую жизнь; миссионерская деятельность среди учащейся молодежи. На базе вузов Петербурга 12 лет проводятся Покровские, Знаменские, Татьянинские, Кирилло-Мефодиевские конференции и чтения, инициатором и научным руководителем которых является Владыка Константин».
Такая удивительная общественная активность Архиепископа является следствием не только жгучей боли от понимания им возможной гибели погрязшего в неверии и грехах мира, в котором разрушается сама основа религиозного бытия, не только стремлением помочь своей пастве, ищущей спасения. Такая активность является естественной, необходимой для человека, наделенного полномочиями духовного воспитателя, и в наше время имеет объективно-исторические причины. Прежде, в средневековой Руси, когда Церковь определяла мировоззренческий идеал человека, живущего по церковным законам, непосредственно участвующего в богослужениях и таинствах, все вопросы бытия разрешались самой этой жизнью, не требовалось рационального обоснования христианских истин. По мере проникновения западных идеалов, в связи с агрессивно возрастающей секуляризацией, отпадением людей от годичного круга церковных служб, появилась насущная необходимость сохранить традицию в этих сложных условиях, применить творческий подход к осмыслению православного христианства. Сегодня, когда большинство русских людей не знакомы даже с основами Православия, священнослужителям, монахам приходится идти в мир, чтобы вместе с людьми вновь обосновать и осмыслить христианские догматы. О значении современного монашеского подвига архиепископа Константина можно сказать словами прот. Г. Флоровского, посвященными свт. Тихону Задонскому, который «писал для этого мира, свидетельствовал о Спасителе погибающему миру, и не ищущему спасения. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века» (Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991).
«Апостольский отклик» архиепископа Константина заключается не только в его активной общественной позиции, но и в многочисленных научно-богословских трудах, следующих русской святоотеческой традиции и составляющих основу современного русского богословия, религиозной философии и духовной истории.
Богословские, исторические, публицистические статьи Владыки написаны не ради удовлетворения научных амбиций, но продиктованы любовью, к которой призывает нас Господь во имя единства Тела Христова, во имя мира, за который страдал Христос Спаситель. А мир этот, прежде всего, как пишет архиепископ, «наши ближние, и вообще всякий человек в нужде». Понимая, что сегодня почти каждый человек находится в «духовной нужде», архиепископ Константин обращается в своих трудах к фундаментальным основам церковной жизни. Он подробно останавливается на раскрытии сути и смысла великой Христовой заповеди единения, на собирающей природе Церкви и Литургии как Таинстве собрания, которое из греховной разобщенности собирает человека в целостное существо.
Являясь иерархом Русской Православной Церкви, Владыка Константин на страницах православных петербургских журналов, в частности журнала «Христианское чтение», будущим священникам и простым мирянам преподает извечный смысл существа Церкви и ее Таинств. Особо Архиепископ напоминает о проповеднической природе Церкви, о ее миссии, о ее призыве, в котором обязательно должна быть заключена истина, и не в минимуме, а во всей полноте. Несмотря на очевидную методологичность, иногда назидательность статей, обращенных, в особенности, к будущим православным пастырям, композиционная целостность, метафоричность, литературный язык, эрудиция, оптимальное цитирование первоисточников богословской мысли, роднит труды Архиепископа с классическими шедеврами русской религиозной философии. В то же время статьи воспринимаются и как убедительные проповеди, достойные сравнения с известными лучшими образцами.
Исследуя в статье «Путь от литургии и традиции — к подлинному единству народа» единство истинное и мнимое на библейских, исторических примерах и с использованием примет безбожной современной потребительской цивилизации, Владыка Константин доказывает, что в единстве истинном главенствующее значение принадлежит Церкви по определению, которое, безусловно, связано с евхаристическим собранием. «И действительно, древние Отцы называли Евхаристию единением. Во-первых, потому, что в нем происходит полное соединение с Богочеловеком Христом, во-вторых, потому что через Христа мы соединяемся друг с другом. Как говорится в литургии св. Василия Великого после освящения Святых Даров: «Нас же всех причащающихся от единого Хлеба и Чаши соедини друг ко другу, да ни един от нас не причастится недостойно».
Болея душой о возможности недостойного участия в Таинстве Таинств, архиепископ Константин создает фундаментальную статью «Церковь и Евхаристия», где проповедует о чрезвычайной важности отношения к святейшему Таинству Причастия, в котором, «как своеобразном зеркале, отражается истинное духовное содержание всей жизни христианина — епископа, священника, мирянина». Рассказывая доступным языком в своем труде о Евхаристическом служении, о его сути, о многообразии вариантов евхаристических молитв, и о том, что в единой Церкви не может не быть единой Евхаристии, Владыка обеспокоено упоминает и практические проблемы, которые стоят в Литургической жизни Церкви. «Возвышенное православное богословие и христианское призвание очень далеко отстоят от того, свидетелями чего мы являемся в этом мире», где очевидно «стремление «князя мира сего» внести в Тело Христово всевозможные разделения». Заботясь о защите истинного христианского призвания,
Ректор Духовной Академии первостепенное значение придает воспитанию и подготовке в духовных школах «тех, кто мог бы приступить к священническому служению со страхом Божиим, верою и любовию, кто мог бы достойно принимать Божественную благодать и раздавать ее требующим». То есть возлагает главную надежду на отдельную человеческую личность, принимающую священнический сан. И в этом смысле средствами богословия, философии и психологии Владыка пытается исследовать и обосновать то, как духовное миросозерцание, зачатки которого находятся в каждой человеческой душе, трансформируется, изменяется в зависимости от условий религиозно-нравственной жизни человека. Ученому интересно исследовать вопрос, как в отдельном человеке, имеющем видимую предметную объективность, распознать богословское своеобразие.
Философско-богословский аспект этой проблемы архиепископ Константин рассматривает на примере жизни и трудов родоначальника русской религиозно-философской антропологии, ученого Виктора Несмелова (1863-1937) в глубокой, многоплановой статье «Познай самого себя». В частности, он рассматривает философские особенности православной антропологии, суть которой заключается не в исследовании физиологических особенностей человека, а в рассмотрении его духовной деятельности, его идеального отношения к реальным условиям бытия. Очевидно, что объективная природа человека в противоположность условиям физической жизни обнаруживает тягу к духовному, желание свободного развития своих духовных сил. Насколько различны критерии и степени свободы у людей, несущих в себе образ Божий, Владыка показывает путем сопоставления судеб исторических личностей — св. Иоанна Кронштадтского и Георгия Гапона в блистательной статье «Русский выбор» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон — становление личности в Духовных школах).
Рассматривая становление этих двух по-своему выдающихся людей в историческом контексте, ученый-богослов ставит горький для руководителя Духовной школы вопрос: как могло случиться, что вышедшие практически из одинаковой среды, из русской глубинки, воспитывающиеся примерно в одинаковых условиях, в частности, в Петербургской Духовной Академии, принявшие желаемый духовный сан священники, пошли столь различными, вернее, противоположными путями. Один, Иоанн Кронштадтский, стал любимым всей Россией батюшкой, другой, Георгий Гапон, обуреваемый духовной гордыней, повел народ против Царя, выступил одним из разрушителей основ русской государственности.
«Известно, что становление личности происходит от рождения и до последнего дыхания и является исторической категорией, определяющейся протяженностью во времени и ограничивающейся длиною жизни, — пишет в статье «Русский выбор» архиепископ Константин», — «Младенчество можно считать фундаментом этого процесса, этого духовного строительства. Уже первые события биографий св. Иоанна Кронштадтского и Георгия Гапона позволяют судить о разном характере их воспитания. Духовное развитие личности будущего светила праведности — Иоанна Кронштадтского — с раннего детства было сопряжено с Богом через молитвенное обращение к Нему». Григорий Гапон, к сожалению, в детстве, в своей семье, заразился «бациллой бунта», которая и в дальнейшей, взрослой жизни священника находила благодатную почву. Православный пастырь, якобы во имя народа, даже отрекся от своего сана, а впоследствии и от Бога. Святой праведный Иоанн Кронштадский действительно помогал народу, взяв на всю жизнь за образец слово Божие и подвиг Христов.
Об особой, всепобеждающей силе этого «оружия» в истории России ректор-ученый пишет в своих исторических работах, в частности в статье «День Победы», подготовленной к столетию со дня кончины св. прав. Иоанна Кронштадтского и посвященной современному значению его жизненного подвига. Владыка прав, что невозможно рассмотреть этот подвиг, пришедшийся на «смутные времена», в отрыве от всей истории России, которая издавна знакома с такими периодами и недавно пережила подобный. С уверенностью, с использованием богатого фактического материала, архиепископ Константин показывает, что в с е г д а, Господней Волей находились праведники, которые Божиим словом, крестом и памятью подвига Христова в любые, самые темные, лютые времена способствовали русской победе над врагом, посягающим на Русь православную, в с е г д а пасхально празднующую День Победы.
Такой же пасхальной радостью в 2004 году сиял неоглядный, ликующий Крестный ход, который лично возглавлял архиепископ Тихвинский Константин с иконой Тихвинской Божией Матери в руках в день Ее возвращения в родной Тихвинский монастырь. Владыка Константин, встретивший Святыню в аэропорту и сопровождавший ее на всем пути следования до обители, в своих руках как будто нес людям чаянную радость: после стольких лет богоборчества и лжи над русской землей вновь воссиял в целости Покров Пресвятой Богородицы. Соборным единением всего православного народа под Покровом Пресвятой Заступницы земли Русской возрождалась Россия. Уверенностью в завтрашнем дне наполнялись сердца пастырей и паствы. Большие планы строил на своей ответственной должности и глава Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Константин. Сегодня можно сказать, что трудами неутомимого Ректора многое исполнилось, многое удалось. Многое планировалось, когда через день после освящения академической церкви в честь Евангелиста Иоанна Богослова, отреставрированной заботами ректора Константина, прямо на торжественной встрече ассоциации «Покров» 6 октября 2008 года, Владыка был оповещен о решении Священного Синода о новом своем назначении, что вызвало единодушное огорчение всех присутствовавших. Ныне он архиепископ Курганский и Шадринский, а его епархия находится в далекой провинции, вблизи границы с Казахстаном… Ужели он нужнее там?!
Священники как воины, обязаны подчиниться приказу. Но как воины они умеют и должны сражаться «без устали и страха». На память приходит прозорливое стихотворение петербургского поэта Андрея Реброва «На брань последнюю», написанное достаточно давно, в 2002 году и посвященное Владыке Константину, еще до возведения его в архиепископы.
Золотилось небо спелой рожью,
А в полях синели васильки.
Шел монах сумняшеся ничтоже
Вековой тропой, и кулики
Щебетали в долах васильковых
Под ржаною вязью облаков.
И лучилась к полю Куликову
Тропка летописною строкой…
Шел чернец строкой незавершенной,
Посох предержа в руце своей,
Мимо новорусских вавилонов,
Мимо стойких дедовых церквей.
А издалека, сквозь птичье пенье,
Сквозь халдейский ропот городов,
Доносился грозный гул сраженья:
Гром гранат, глухой, как стук щитов,
Посвист пуль, звучащий, словно эхо
Впившихся в простор ордынских стрел,
Лязг пропятных танковых доспехов,
Трубный гуд страстных монастырей.
Шел монах без устали и страха
На армагеддонское жнивье…
И служило посохом монаху
Пересвета древнее копье.
Удивительными бывают поэтические прозрения. Если метафорический образ монаха, идущего с символичным копьем Пересвета на духовную битву сквозь халдейский ропот городов, мимо новорусских вавилонов, стал сразу запоминающимся, явно зримым и узнаваемым, то смысл образа «шел чернец строкой незавершенной», кажется, проясняется только теперь. Какая «незавершенная строка» виделась поэту много лет назад на священном жизненном пути ученого-монаха? Не та ли, что сегодня осталась недописанной за ректорским письменным столом? А может быть та, которую Божией Волей Владыке еще предстоит написать вдали от страстных городов, от громкого общественного поприща. Может быть, это будет строка самая важная, самая сильная, которая, как известно, в России лучше всего пишется в глуши уединенной и становится, действительно, сродни копью Пересвета.
Валентина Ефимовская.