«Halloween по-карельски»?

Фотографии:

В последние пару лет в карельском обществе стали очень активно освещать тему карельского язычества, в пабликах, посвященных карельской тематике, пишут о различных традициях, якобы сохранившихся или вновь возрождающихся в карельском самосознании, появились странные праздники, с экрана ведущие федеральные каналы рассказывают нам о карельских шаманах и колдунах и все это происходит в преддверии празднования 800-летия крещения карел!

Не скрою что я, как карел, также заинтересован в сохранении традиций и преданий моего народа, и данная статья направлена на то, чтобы попытаться разобраться, во что же действительно верили наши предки – карелы.

Из последних событий посвященных карельским традициям и празднованиям, стал «праздник» посвященный духу Кегри – покровителю домашнего скота и урожая. Меня заинтересовал данный праздник, так как такого слова как «Kegri» я не слышал, хоть и вырос в карелоговорящей среде и сам немного говорю на ливвиковском диалекте карельского языка. Ассоциации, данное слово, у мены вызвало не совсем приятные, так как оно созвучно с еще одним карельским словом «kehno» (ливв. д), что означает черт или дьявол, когда я впервые его услышал и спросил у бабушки что оно значит, она строго настрого запретила его произносить в слух и уж тем более кого-то им называть. В принципе поверить, что эти слова как-то связаны, достаточно легко, достаточно посмотреть на то, как изображают Кегри, для этого наряжаются в какие-то лохмотья, на голову надевают рога, а на лицо устрашающую маску, чем не черт? И все это преподают, как традиционную культуру карел! Меня заинтересовало, как же на самом деле карелы праздновали праздники, посвященные скоту и урожаю, для этого я обратился к различным источникам и каково же было мое удивление, когда в центре крестьянской жизни оказалась часовня.

Быт крестьян был строго распланирован, согласно церковному календарю, каждый знал, когда время сеять и собирать урожай, какому святому молиться для разрешения тех или иных нужд. Так как жизнь крестьянина во многом зависела от скота, то и часовни воздвигались в честь тех святых, которые покровительствовали скотоводству, кроме того в случае массового падежа скота, часовни становились центром паломничества, не случайно в Карелии так много часовен посвященных мученикам Флору и Лавру, Власию и другим. Кандидат исторических наук, автор множества книг посвященных традициям карел Логинов К.К., в своей монографии так описывал выгон скота: «жители пригоняли скот к местной часовне, где приходской священник служил молебен и освящал воду в специально приготовленных чашах. <…> После совершения ритуала пастух выгонял скот на пастбище».

Такие часовни зачастую превращались в места поклонения, так жители Заонежья в случае «падежа скота» ходили на поклонение замолить грех народа в деревню «где стояла заветная, построенная по случаю скотского падежа за один день часовня Ильи Пророка», как мы видим люди прибегали к помощи святых, нежели к мифическим существам.
Конечно, не всегда такие паломничества заканчивались так благопристойно, например в отчетах приходского священника Мошинского района каргопольского уезда читаем следующее: «В деревне Ильинский остров есть небольшая церковь в честь св. пророка Илии, приписанная к Мошинскому приходу. Рядом с нею находится очень ветхая часовенка или вернее, деревянный крест и несколько икон, обшитых по столбам досками… местные мошинские жители и даже из соседних приходов в жертву пророку Илии «завичают» скот». Жители другой деревни также соблюдали подобную традицию «коловляне оставляли одного быка из числа пожертвованных, для своего угощения, мясо его варили в котлах, «хватали» и ели. Весь интерес этого обычая, … заключался в самом «хватании» мяса прямо из котлов голыми руками, кто сколько мог, производя при этом шум, беспорядок и давку, а иногда и драку». Данная традиция произошла благодаря поверию, что именно в этот день из леса выходил олень и давался в руки местным жителям, которые его резали и варили, в «доказательство» чего в часовне хранились оленьи уши, которые показывались всем желающим. Безусловно в карельской деревне тесно сплелись «седое язычество» и Православная Вера, что не могло не волновать местных священников, так поражает находчивость местного батюшки, который за два года искоренил эту языческую традицию, он предложил, забивать скот у себя дома, а в Ильин день организовывать ярмарку около часовни, часть же вырученных денег предлагал пожертвовать на ремонт самой часовни вследствие чего обряд «хватания мяса» отошел в область народных преданий. Как мы видим жизни карелов имелись традиции мало похожие на христианские, но не о каком заигрывании с нечистыми силами не могло быть и речи.

Несомненно, карелы считали себя Православными, а различные традиции отличные от христианских, возникали вследствие того, что из-за огромных расстояний священник не всегда мог посетить тот или иной приход, прихожане которого часто выдумывали разные, по их мнению «благочестивые» обряды, не для кого не секрет, что и сейчас люди часто берут с собой на кладбище еду, что является языческой традицией, но это не значит, что надо слепо следовать им, стоит хотя бы разобраться. Тоже происходит повсеместно, пресловутый «Halloween», возник в западной традиции Христианства и приурочен ко дню всех святых, неправда ли какое кощунство, а мы слепо копируем, заигрывая с нечистыми силами. Возникает закономерный вопрос - неужели нам нужны такие «праздники»? А может возьмем на вооружение более благочестивые примеры, так карелы притесняемые шведским правительством, которое насильно пыталось перевести всех православных карел в протестантизм, оставив Родину, переселились в дикие тверские леса, но остались верные Православию, чем не добрый пример, или добрые традиции совершения крестных ходов в Петрозаводске. Так на Крещение Господне или на праздник покровителей города апп. Петра и Павла все приходы Петрозаводска собирались в большой Крестный Ход, обходя по кругу весь город и совершали Великое освящение воды на набережной Онеги, есть и другие праздники достойные нашего внимания.

Наши предки почти 800 лет назад сделали свой выбор в пользу Православной Веры, о чем свидетельствует сонм святых в земле карельской просиявших, так неужели все 800 лет наши отцы и деды ошибались и теперь вместо преподобного Александра Свирского и Афанасия Сяндемского, блаженного Фаддея Петрозаводского и многих других карелам милее какой-то кегри?

Информационный отдел Петрозаводской епархии, священник Симеон Ряппиев, 2022