Столетний юбилей Митрофановской пустыни в Карелии

Столетний юбилей Митрофановской пустыни в Карелии, 2004 год

 

В православной жизни Карелии произошло знаменательное событие – исполнилось 100 лет со дня основания Митрофановской* мужской пустыни.

На берегу красивого Важеозера среди густого леса в пяти километрах от Важеозерского Спасо-Преображенского Мужского монастыря находится единственная в настоящее время в России обитель, носящая имя святителя Митрофана Воронежского. В России 23 ноября 1903 г. прошло торжественное празднование 200-летия со дня блаженной кончины Митрофана Воронежского. Большой почитатель воронежского святителя настоятель Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря игумен Митрофан заложил в 1904 г. скит с церковью и колокольней во имя святителя Митрофана Воронежского. Важеозерский мужской монастырь был образован в Карелии в конце XV – нач. XVI в. в. преподобными Геннадием и Никифором Важеозерскими чудотворцами. Первым храмом монастыря была деревянная церковь во имя Преображения Господня, построенная около 1520 г.

Церковь неоднократно подвергалась разрушениям от набегов поляков, литовцев и частых пожаров. В 1892 г. вместо сгоревшей, была достроена деревянная церковь в честь Преображения Господня с высокой трёхъярусной колокольней. Освящение храма состоялось в том же году 19 июня при огромном стечении народа. Церемонию возглавлял святой праведный Иоанн Кронштадтский. Праздник Преображения Господня неразрывно связан с именем святителя Митрофана Воронежского. В день Преображения Господня 6 августа 1832 г. Антонием архиепископом Воронежским и Григорием архиепископом Тверским были прославлены в лике святых нетленные мощи святителя Митрофана епископа Воронежского. Газеты писали: «В Воронеже собралось из разных губерний до 50 тысяч благоговейных почитателей новоявленного угодника Божиего».

По церковному календарю день прославления святителя Митрофана Воронежского отмечается на следующий день после Преображения 20 августа (н. ст.). После прославления святителя Митрофана Воронежского на Руси стали возводиться храмы его имени. Интересно, что они воздвигались рядом с храмами Преображения Господня. Например, в окрестностях города Суджа Курской губернии в слободе Замостья рядом с храмом Преображения Господня была построена часовня специально для чудотворной иконы святителя Митрофана Воронежского, а в 3 км в селе Бондарёвка – храм.

После прихода к власти большевиков Важеозерский монастырь был разграблен и закрыт. Новое возрождение монастыря и Митрофановской пустыни началось с августа 1995 г. Наместником монастыря был назначен игумен Илларион (Кильганов). Им и иеромонахом Паисием (Ковалёвым) были начаты строительные работы по восстановлению пустыни и храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

19 августа 2004 г. Важеозерский монастырь торжественно отметил день Преображения Господня. Праздничную Литургию отслужил архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, после чего он посетил Митрофановскую пустынь.

По его благословению на празднование 100-летия основания пустыни 20 августа была привезена из Петербурга чтимая чудотворная икона «Мученица» святителя Митрофана Воронежского. Божественную Литургию отслужил игумен Илларион в храме Преображения Господня Важеозерского монастыря. С утра шёл сильный проливной дождь и грустно думалось как пройдёт крестный ход. После богослужения небо прояснилось, дождь прекратился и стали пробиваться лучи солнца. С пением тропаря и величанием святителю Митрофану Воронежскому крестный ход вышел из Важеозерского монастыря и направился в Митрофановскую пустынь.

 

Участниками крестного хода были паломники из Петербурга, Петрозаводска, Олонца, местные жители, братия монастыря, а также женская община при Важеозерском монастыре. В руках они несли хоругви, икону Важеозерских святых, местночтимую икону из пустыни святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей, привезённую петербургскую икону «Мученицу», икону царских мучеников.

Путь крестного хода сначала проходил по живописному берегу озера, а затем по лесу. Нас поразило большое количество грибов вдоль лесной дороги. Дети с радостными криками: «Святитель одарил нас грибами!» быстро наполнили грибами все сумки и пакеты своих родителей. Расстояние от Важеозерского монастыря до Митрофановской пустыни крестный ход прошёл за час. Выйдя из леса вновь к озеру, нам неожиданно открылся вид на возрождающийся храм во имя Святителя Митрофана Воронежского. Особенно нас поразила и обрадовало, что в прошлом году при посещении пустыни на месте храма было всего несколько венцов сруба. Всего за один год братии монастыря удалось возвести здание храма под крышу. Наверху уже красовалась изящная луковка с крестом. Хотя ещё предстоят большие работы по отделке внутренних помещений храма. Из принесённых крестным ходом икон внутри храма был сделан иконостас. Каждому участнику праздника были вручены акафист и иконка святителя Митрофана Воронежского, привезённые из Петербурга. Торжественно в храме был отслужен молебен с акафистом игуменом Иларионом. Всех молящихся игумен помазал маслом, освящённым на мощах святителя Митрофана.

Завершился праздник, когда все присутствующие с благоговением прошли под иконой «Мученицей» святителя Митрофана Воронежского, которую на руках держали священники. Возвращались мы обратно в Петербург с радостным чувством от пережитой встречи, как будто с самим святителем Митрофаном Воронежским на Карельской земле.


* Своим названием пустынь обязана имени святителя Митрофана Воронежского, отсюда и правильное величание обители Митрофановская, а не Митрофаниевская. В Воронеже был Митрофановский монастырь

 

* * *

На родине святителя

В России память свт. Митрофана Воронежского чтится с большой любовью. Мы рассказываем о посещении в 2003 году родных мест святителя крестным ходом с чтимой петербургской чудотворной иконой – мученицей.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ о св. Митрофане до начала его епископства в августе 1682 г. очень скудны. Отсутствуют сведения о детстве, юности и его жизни в миру. Свт. Митрофан родился 6 ноября 1623 г. в деревне Антилохово Владимирской губернии (теперь Ивановская обл.) в семье священника Василия и матери Марии (или Мавры). При крещении 8 ноября, в день св. Архистратига Михаила, он был наречен Михаилом. Из духовного завещания святителя: «Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

Михаил был женат, имел сына Ивана и служил приходским священником в храме села Сидоровское, которое находилось при речке Молохте, правом притоке реки Тезы и отстояло в 17 верстах к северу от уездного города Шуи и в 111 верстах от губернского города Владимира.

ХРАМ в честь Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровское, в котором служил иерей Михаил, был деревянным и к 1789 г.обветшал. На его месте построили новый каменный, храм, освященный в 1797 г. по благословению Суздальского и Владимирского епископа Виктора.

В 1927 г. храм закрыли, превратив дом Божий в склад для зерна, а затем в мастерскую по ремонту тракторов и машин. Фрески внутри храма были уничтожены, разрушена и колокольня. Церковное здание возвратили верующим только в 1997 г..

В храме два престола: в честь Рождества Иоанна Предтечи (летний) и в честь Чудотворца Николая Угодника, где служат в зимнее время. Церковь стоит на высоком холме, на левом живописном берегу реки Молохты. Место особенное, вокруг чувствуется благодать. Село Сидоровское было в свое время большим населенным пунктом. Сейчас в нем осталось всего 6 жилых домов, хотя на лето и приезжают дачники из Иваново.

Храм Рождества Иоанна Предтечи нуждается в ремонте и восстановлении колокольни. Не хватает ни средств, ни людей. За 7 лет в храме сменилось 14 священников. Православным надо чаще обращаться с молитвой к святителю Митрофану.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК. Наш приезд совпал с престольным праздником Рождества честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господа Иоанна. Литургию в храме служил иеромонах Александр. Из Иваново на праздник приехали прихожане и паломники. После акафиста свт. Митрофану Воронежскому прошли крестным ходом вокруг храма и направились к святому источнику с необыкновенной водой, находящемуся недалеко от храма. За водой к нему приезжают люди со всей Ивановской области и многие получают исцеления от болезней. Сам Владыка Амвросий, архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский говорит: «Я сам лично могу свидетельствовать о том, что, употребляя эту воду, несомненно, чувствую себя лучше».

Два раза в году на Крещение и на Рождество Иоанна Предтечи прихожане храма, а также паломники и гости купаются в святом источнике. И этот праздничный день закончился всеобщим купанием в нем.

КРЕСТ. Возле храма Рождества Иоанна Предтечи стоит деревянный крест, на месте бывшего небольшого кладбища. У иерея Михаила на сороковом году своей жизни умерла жена. Она была похоронен возле храма, где лежат и благочестивые родители святителя. Многие люди приходили к этим могилкам и по молитвам угодника Божия Митрофана получали помощь. Во время гонений богоборцы решили уничтожить могилки, прорыли ров на месте захоронений. Православные люди собрали останки, захоронили и поставили крест.

В ЗОЛОТНИКОВСКОЙ ПУСТЫНИ. После смерти жены иерей Михаил решил отречься от мира, чтобы беспрепятственно служить Богу. Он поселяется в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Она находилась сейчас на территории Ивановской области. В 1663 году он был пострижен в иночество с именем Митрофана в честь свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).

Золотниковская-Успенская пустынь Владимирской губернии, Суздальского уезда основана была старцем Ионою Головцыным в первой четверти XVII века и отстояла от Суздаля в 34-х верстах к северу. Пустынь пользовалась известностью в России. В обители вносили пожертвования и вклады Петр I, царевна Софья. По свидетельству свт. Митрофана, пустынь была общежительной. Иноку Митрофану так понравилась обитель, в которой он принял постриг, что он дал обет окончить в ней свою жизнь и быть здесь погребенным.

При въезде в Золотниковскую пустынь нашему взору открылась удручающая картина полного разрушения и запустения. Кругом заросли бурьяна, битого кирпича и мусора. В 30-х годах обитель была закрыта и подверглась варварскому уничтожению. Были полностью разрушены надвратная церковь Всех святых (1656 г.), церковь Казанской иконы Божией Матери (1657 г.), где был престол во имя свт. Митрофана Воронежского, кирпичная ограда, корпуса келий. Осталась одна полуразрушенная Успенская церковь. Внутри ее мы прочли акафист свт. Митрофану и помолились о возрождении обители. На нас со стен чудом сохранившихся фресок смотрели с укором лики святых. Крестным ходом с иконой мы обошли всю территорию бывшего монастыря.

ЯХРОМСКИЙ КОСМИН МОНАСТЫРЬ. В Золотниковской пустыни инок Митрофан пробыл всего три года. Братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась с просьбой к духовной власти поставить игуменом их обители, известного своей строгой жизнью иеромонаха Митрофана. В июне 1666 г. будущий святитель был назначен Преосвященным Павлом, митрополитом Сарским и Подонским игуменом Яхромской обители. Успенский Космин мужской монастырь Владимирской губернии находился в 40 верстах от г. Владимира, при реке Яхроме в селе Небылое. Монастырь был основан иноком Козьмою в конце XV в. на месте явления иконы Богородицы у речки Яхрени. Игумен Митрофан управлял обителью 10 лет. Его заботами был построен взамен ветхого деревянного новый каменный храм в честь Спаса Нерукотворенного Образа. Обновлено было иконное убранство соборной Успенской церкви. Милостью Божией монастырь не был окончательно разрушен богоборческой властью и в 1996 году был снова открыт.

Продолжая крестный ход с иконой св. Митрофана Воронежского, мы посетили монастырь в старинном селе Небылое Владимирской области. Нас встретил наместник Космина Яхромского мужского монастыря игумен Серафим. В обители сохранился храм Спаса Нерукотворенного Образа и часть братского корпуса, построенных святителем Митрофаном.

После Литургии был отслужен водосвятный молебен с акафистом, а затем братия прошла крестным ходом с иконой Митрофана Воронежского по территории монастыря. Святитель Митрофан в Космине монастыре почитается как строитель и благоустроитель храмов, равно с прп. Космой Яхромским – основателем и первым игуменом обители.

В монастыре находится почитаемая икона прп. Космы Яхромского и свт. Митрофана Воронежского. Игумен Серафим собирает материал о святителе, и хочет восстановить придел во имя его в Спасском храме Космина монастыря.

Поездка на родину свт Митрофана, по святым местам, связанными с его подвижническими трудами, позволили увидеть большую народную любовь к Угоднику Божию. Еще очень много предстоит сделать для восстановления памяти святителя. Пришло время «собирать камни», которые разбрасывались в течение семидесяти пяти лет безбожной жизни.

* * *

Чудотворная икона — «мученица»

В Санкт-Петербургской епархии известны несколько чтимых икон святителя Митрофана — небесного покровителя Санкт-Петербурга. Одна из них — чудотворная икона «Мученица» свт. Митрофана Воронежского. В 2003 году отмечалось 300-летие со дня кончины святителя, 380 лет со дня его рождения и 340 — со времени монашеского пострига. В числе прочих событий юбилейный год был отмечен церковными торжествами в честь чудотворной иконы свт. Мирофана. С середины февраля по начало октября святыня побывала почти в 40 монастырях и храмах России, в том числе и в нашем приходе.

В Карелии святыня посетила старейший Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь, основанный около 1530 года Геннадием и Никифором Важеозерскими, учениками прп. Александра Свирского. Затем крестным ходом ее перенесли в Митрофаниевскую пустынь, основанную в 1904 году в 6 км от монастыря и 3 года назад возвращенную Русской Православной Церкви. Здесь у стен недостроенного храма свт. Митрофану молились о возрождении пустыни.

Икона была написана через несколько лет после прославления святителя. Она происходила из средней полосы России. В слободе Замостье близ города Суджа Курской губернии, рядом с храмом Преображения Господня, стояла часовня, возведенная в честь чтимой чудотворной иконы святителя Митрофана Воронежского. Множество паломников стекалось к ней на поклонение из Харьковской, Белгородской, Курской и других губерний России. Образ издавна пользовался всенародным почитанием, на праздник в часовне совершались торжественные богослужения.

Последним настоятелем храма и часовни был мой прадед, митрофорный протоиерей Алексий Дьяконов — благочинный Суджанского уезда. В его роду насчитывалось двенадцать поколений священнослужителей. О. Алексий преподавал Закон Божий в Суджанской торговой школе, в 1911 году он входил в состав комиссии по обретению мощей святителя Иосафа, епископа Белгородского, был отмечен всеми церковными наградами. Будущий новомученик святейший патриарх Тихон подарил моему прадеду свою фотографию, подписав ее на молитвенную память. Сначала большевики разгромили церковь Преображения Господня и закрыли ее, взорвали часовню и на глазах верующих чудотворную икону святителя Митрофана Воронежского разрубили топором на три части. Мой прадед успел схватить только две половинки разрубленной иконы и прижал их к груди.

Моего прадеда на месте тут же хотели расстрелять, но он стал молиться чудотворцу, и безбожники вдруг, неожиданно для всех, отпустили «попа домой». Отец Алексий так и пришел к себе с двумя половинками раненой иконы. Позже он для нее сделал рамку и спасенную икону «Мученицу» поставили в красный угол. Конечно, такой священник не мог быть не замечен богоборцами. В 1922 году его арестовали, и он около четырех месяцев просидел в Курской тюрьме; выйдя оттуда, продолжал свой пастырский подвиг. Осенью 1929 года его арестовали и сослали на Дальний Восток сроком на пять лет, однако отец Алексей по горячим молитвам, обращенным к святителю Митрофану, вернулся домой через три года. Его отпустили по состоянию здоровья, запретив до конца жизни проводить православное богослужение. Прадед умер в мае 1943 года. Икону «Мученицу» он передал своим детям и внукам с благословением ее хранить, почитать и молитвенно обращаться к святому.

С этой иконой случилось чудо. В 70-е годы она стала обновляться, и заметно просветлел лик Митрофана Воронежского. Семейную святыню в памятные дни Митрофана Воронежского приносят в храмы на подворья и монастыри Санкт-Петербурга, она пребывала и в Москве, Воронеже, Оптиной Пустыни, где при большом стечении верующих пред ней служились молебны с акафистами.

Символично, что память свт. Митрофана 23 ноября/6 декабря приходится на день памяти блг. князя Александра Невского, небесного покровителя нашего города.

Святителю отче Мирофане, моли Бога о нас!

Владимир ПОНОМАРЕНКО,
Председатель православного общества
во имя святителя Митрофана Воронежского,
доктор биологических наук,
академик Петровской академии наук и искусств
г. Санкт-Петербург.

Новости