Архиерейская служба в Никольском храме г. Сортавала

Фотографии:

Ежегодно в праздник перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар (1087) Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершает Божественную литургию в Никольском храме Сортавалы. Так было и в нынешнем году. Праздничная Божественная литургия при большом стечении народа была совершена архипастырем епархии накануне престольного праздника Никольского храма, 21 мая.

В России Николай Угодник почитается особо. Никольским был каждый третий православный храм в древнем Приладожском крае. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца, что стоит на главной улице Сортавалы, первоначально, по преемственности, была освящена во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Во время проповеди Владыка Мануил напомнил о ее строителях – петербургских купцах 1-й гильдии братьях Григории и Стефане Елисеевых. Пример бывших владельцев поныне знаменитых Елисеевских магазинов Москвы и Питера полезно бы вспомнить и нынешней элите карельского общества. К сожалению, как отметил Архиепископ Мануил, прекрасный храм, по-прежнему ветшает, хотя, как памятник архитектуры, он достоин внимания не только всего города, но и республики. Своими малыми силами приход постепенно обустраивает его благолепие. В храме уже появились новые паникадила, сияющие в блеске освещения. Но средств на капитальный ремонт церкви, которой уже более 130 лет, у прихода нет.

Несмотря на столь печальные обстоятельства, прихожане радовались приезду архипастыря, услаждаясь праздничной службой, которую Владыка совершил в сослужении священников Петрозаводска, Сортавалы и Лахденпохья, и которую украсило чудесное пение приходского хора, руководимого диаконом Антонием.

В этот воскресный день на Божественной литургии во время чтения Евангелия богомольцы вновь услышали слова Господа об источнике, текущем в жизнь вечную, о тех, кто принимает Слово Христа. Это дает возможность, говорил Владыка на проповеди, осознать, что вера не только собственное приобретение или плод собственной работы, но и всегда дар Божий. Быть верующим – значит быть поклонником Божиим, то есть уметь и хотеть Богу поклоняться.

В этот же день в своих молитвословиях Церковь чтила также память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, занимающего особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя и которого называют апостолом Любви. В Сортавале восстановлен храм Иоанна Богослова, о котором во время проповеди Владыка Мануил говорил как об еще одной православной святыне города, освящающей его благодатью, обитающей в намоленном храме.

Ольга АНДРЕЕВА

* * *

Знаменит город Сортавала своими многими достоинствами. В Приладожском крае он самый стильный, самый европейский и самый романтичный. История оставила на его внешности отпечаток нескольких эпох. Но сквозь наслоение изысканного северного модерна, перемешанного с унылой стандартностью застроек советского времени в его неповторимом облике просвечивается всепобеждающая красота православного духа.

Церковь во имя святителя Николая Чудотворца, построенная на средства коммерции советников петербургских купцов 1-й гильдии братьев Григория и Стефана Петровичей Елисеевых (владельцев и поныне знаменитых Елисеевские магазинов Москвы и Питера) в 1873 году, корнями связана с историей Северного Приладожья.

В России Николай Угодник почитается особо. Первый русский князь-христианин, Аскольд, быль крещен в честь святителя Николая, а на его могиле княгиня Ольга возвела храм — Никольский. Никольской называется одна из главных башен Московского Кремля.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитающими чудотворца Николая покровителем всех странствующих по море и по суше. Иногда они получали в народе наименование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николая, свято чтимому крестьянами за вечное предстательство перед Господом о всех людях и их трудах.

По обыкновению немало было освящено во имя свт. Николая поморских церквей, усеявших все беломорское побережье. Бесчисленное множество храмов во имя этого святого словно образовывали у нас, на Севере, «Богатырскую заставу», указывающую на защитные и путеводные функции Николы Морского — водителя Русского народа по волнам моря житейского.

Святителя Николая поморы считали покровителем мореплавания и называли его «Николая — морской бог». О почитании этого святого в поморской среде свидетельствуют записки французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. В каждом жилище он видел икону Николая Угодника.

Никольским был каждый третий православный храм и в древнем Приладожском крае. Издавна в Сортавале одному из самых почитаемых на Руси святителей была посвящена церковь – приписная, кладбищенская, стоящая на острове в 2 верстах от городского центра. Сегодня этот старый Никольский храм стал подворьем Валаамского монастыря.

Ну а что касается церкви, построенной в Сортавале в конце XIX века, то по преемственности первоначально она была освящена во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла. История строительства этого храма, пожалуй, давно забыта местными жителями. А началась она с того, что место под новую каменную церковь в городе выбрали на пересечении улиц Йоханнескату (ныне – улица 40 лет ВЛКСМ), Кирккокату (улица Горького) и Николаевской (улица Карельская). Строительство намечалось масштабное, и маленькому приходу оно, естественно, было не под силу. Но нужды православных сортавальцев оказались близки петербургским купцам Елисеевым. Они взялись за дорогостоящее строительство и не поскупились.

Новую церковь возводили по проекту известного русского архитектора статского советника Николая Павловича Гребенко (1820-1880), строившего храмы в Петербурге и которому купцы Елисеевы доверили реконструкцию своего дома на Невском проспекте. Церковь строили всего три года. После утверждения в 1869 году проекта храма, на следующий год освятили место, а затем из сердобольского гранита возвели прочный фундамент.

Сегодня без Никольской церкви Сортавалу даже трудно представить – она его духовная святыня и архитектурная доминанта. Построена церковь в русском стиле. К ее основному объему с запада примыкает колокольня, через основание которой устроен вход. Мощный световой барабан увенчан ребристым покрытием с центральной главой, которую венчает православный Крест, характерный для домонгольского периода. Поставленные между ветвями Креста, слабо выраженные четыре главки играют в основном декоративную роль, отвечая требованиям официального пятиглавия. Помещение церкви рассчитано на 270 прихожан.

Иконостас церкви также спроектировал Н. П. Гребенко. Главный иконостас был двухъярусным, а в боковых пределах – одноярусными. По рисунку архитектора резные и позолотные иконостасы были изготовлены поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича позолотных дел мастером К. Серебряковым. Иконы написал академик художник Павел Саввич Шильцов (1820-1893), известный росписью Успенского собора в Хельсинки.

Церковь имела три престола: основной – Петра и Павла, справа – во имя Успения Анны, слева – Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Предел в честь Успения Анны освятили 15 октября 1872 года. А два других освящал митрополит Исидор 15 (26)июля 1873 года.

С самого начала храм обнесли железной оградой на каменном фундаменте, а в начале XX века вокруг него высадили зеленую изгородь из деревьев и кустарников. В этом достойном обрамлении его видят жители города и сегодня.

В 1913 году, когда была учреждена Сердобольское викариатство Финлядской епархии во главе с епископом Сердобольским Киприаном, храм стал соборным.

В тяжелые времена богоборчества храм претерпел разорение. Но в 1946 году, когда с Валаама увозились бесценные сокровища Свято-Преображенского мужского монастыря, некоторые из храмовых икон экспроприаторы церковного имущества по своей прихоти решили оставить в обобранной же ими Никольской церкви. Позвали священника и предложили: «Бери, какие хочешь». Возблагодарив в сердце Бога, священник поспешил выбрать хотя бы небольшую часть из предлагаемого ему богатства, зная, что все оставшееся будет безжалостно уничтожено. Сегодня перед этими спасенными образами молится нынешнее поколение прихожан Никольской церкви. Среди них находится и древний чудотворный образ святителя Николая, почитающийся верующими всей Карелией.

21 мая 2002 году, после того как алтарь ветшающего ныне Никольского храма был обновлен, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил чин освящения престола церкви. Проект полной реставрации храмового алтаря был разработан преподавателем Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной Григорием Ткачуком совместно со студентами. Проектировщикам удалось настолько удачно подобрать цвет и стиль, что алтарная часть с иконостасом, резко выделяясь свежестью красок, тем не менее, гармонично вписалась во внутреннее храмовое пространство. Только через некоторое время, присмотревшись, вдруг замечаешь разительный контраст: трещины на штукатурке стен и отслоившуюся старую краску. Ведь старинный каменный храм давно уже требует капитального ремонта – и внутри и снаружи.

22 мая – ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В БАРИ.

Вновь верующие празднуют «майского Николу» – день памяти святителя Николая. Почти тысячу лет назад мощи святого были перенесены в итальянский город Бари, который находится в южной части страны. Тогда же была сооружена крипта, в которой они благоговейно почивали.

В 1911 году протоиереем Иоанном Восторговым, будущим новомученником, была совершена закладка русского православного храма. Вдохновителем и первым жертвователем был Царь-мученик Николай II, председательницей Строительного комитета была преподобномученица Великая княгиня Елисавета, первым правящим архиеереем тут был митрополит Вениамин Петроградский, также причисленный к лику святых священномученников. Больше шестидесяти лет при храме прожила монахиня Николая, которой еще до строительства храма было благословение Оптинских старцев жить в Бари. Важно отметить, что церковь святителя Николая в Бари – это единственная православная церковь в этих краях, поэтому значение ее для Православия неоценимо. Множество паломников из России, начиная с 90-х годов, имеют возможность посетить храм и помолиться у мощей великого Чудотворца.

Подготовила Ольга СИДЛОВСКАЯ.

Новости