Первый российский курорт Марциальные воды, как некое подражание европейской моде, был основан Петром I у целебного источника с железистой водой недалеко от Петровской слободы. Петр неоднократно приезжал сюда на лечение водами вместе со своими домочадцами и большой свитой сопровождения.
Государь император Петр Алексеевич много чего в России построил, и каждое значительное предприятие начинал он с возведения православного храма. Так было и при открытии курорта на Марциальноводском источнике. «Приказано было устроить храм во имя ап. Петра близь самого колодца вод». Строил его известный тогда комендант Олонецких заводов полковник Генин. План и внутреннее украшение храма всецело принадлежало самому императору. В 1721 г. храм был освящен во имя небесного покровителя Российского императора – св. апостола Петра.
Петр Алексеевич, несмотря на все устроенные им нововведения в жизни российского общества, был воспитан в Православной вере, а потому церковную службу знал и любил. Часто во время Богослужения он сам пел вместе с хором, что очень удивляло иностранцев.
По внешнему виду Марциальноводский храм крестообразный, (в основании имеет вид вытянутого креста), построен из бруса, с двумя куполами над колокольнею и алтарем и притвором. Вход в храм с северной стороны, а над ним – хоры (балкон) со слюдяными рамами, по бокам лавки для сидения. Петр предусмотрел удобное место для себя и своих близких, где они могли расположиться во время службы, чтобы своим присутствием не смущать богомольцев и самим не отвлекаться, чтобы не стоять в толпе, а иметь возможность присесть и отдохнуть во время длинной службы. Царь приезжал в Марциальные воды на лечение, а болящим не возбраняется сидеть в храме во время чтения часов и псалмов.
Иконостас в храме деревянный, резной работы, двухъярусный. Иконы, написанные первыми русскими живописцами, были расположены следующим образом: в первом ярусе по правую сторону от Царских врат – икона Спасителя как Царя славы. Рядом с ней икона ап. Петра в молитвенном состоянии. За ним – иконографическое изображение апостолов в лодке на озере, застигнутых сильной бурей и явление Спасителя на помощь утопающему Петру. Рядом находились икона Святителя Николая Чудотворца и образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» греческого письма и, как видно, древний, по преданию вынесенный в церковь из собственной спальни государя императора.
По левую сторону Царских врат: икона Богоматери с Младенцем, далее образы св. Иоанна Златоуста и св. благ. князя Александра Невского в схимонашеском одеянии. Все одинаковой высоты – два с половиной аршина, и полтора аршина шириной. Во втором ярусе пять круглых икон на холсте, изображающие страдания Спасителя, а в середине над Царскими вратами – на дереве, икона Тайной вечери, на которой традиционно изображаются Спаситель и 12 апостолов за столом.
Южные и северные двери в алтарь были устроены из холста. На первых изображен Ангел – хранитель церкви, на вторых – Ангел хранитель жертвенника. В алтаре имелись две иконы – Воскресения Христова и двенадцати праздников, современные основанию храма, а также литография, изображающая Распятие Господне на холсте очень искусной работы, вероятно выполненная за границей, что можно заключить по некоторым оттенкам, не свойственным Православию, – ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем.
В храме хранились некоторые вещи работы самого императора Петра Великого: на Горнем месте в алтаре – деревянный восьмиконечный крест с изображением Спасителя в терновом венце; деревянный ковчег с крестом наверху, 5 деревянных подсвечников, выточенных довольно искусно и окрашенных темно-коричневой с голубыми узорами краской, деревянный резной аналой (подставка для икон и книг в церкви), высотой полтора аршина.
Церковная утварь и некоторые книги, судя по надписям на некоторых из них, были взяты из Александро-Свирского монастыря. Сосуды серебряные, потир и дискос пожертвованы дядей царицы Наталии (матери императора Петра), серебряное кадило с резной надписью: «боярин Вас. Ив. Реп(нин) Александру Свирскому Чудотворцу», медная водосвятная чаша с деревянной крышкой, медный ковшичек, ветхие жестяные венцы с изображением святых. Долгое время хранились церковных облачений, по преданию, сшитые и подаренные в церковь императрицей Екатериной I. Далее следует описание некоторых вещей и богослужебных книг, составленное в 1872 г. священником Иоанном Лавровым.
В 1875 г. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Ионафан (Руднев) обратился к начальнику губернии с просьбой о выделении средств на ремонт храма. Решение приняли только черед два года. Церковь сохраняли как памятник Петровской эпохи. Каждый год 12 июля (по н. ст.) праздничный перезвон колоколов радовал обывателей поселка Марциальные воды и жителей города Петрозаводска.
В годы советской власти рядом с отстроенным курортом Марциальные воды был открыт филиал Карельского государственного краеведческого музея, который работает и в наше время.
Татиана Сорокина,
зав. Архивным отделом Петрозаводского Епархиального управления