В морской поход со священником. Иерей Леонид Леонтюк был временно включен в списки личного состава подводного крейсера «Карелия»

В морской поход со священником

По благословению Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила клирик Александро-Невского кафедрального собора г. Петрозаводска, руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями священник Леонид Леонтюк был временно включен в списки личного состава подводного крейсера «Карелия» и побывал вместе с его боевым экипажем в плавании на подводном крейсере стратегического назначения «Новомосковск», духовно окормляя подводников. Сегодня он рассказывает о двух первых днях своей походной жизни.

25 июля

В 3.20 совместно с Дмитрием Викторовичем, заместителем по воспитательной работе совершил освящение восьмого и девятого отсеков подводной лодки. В 9.00 отправились в поход, обедали в первую боевую смену. Говорили с экипажем о крещении. Единственное упущение – не взял с собой свидетельства о крещении, но современная техника помогла выйти из данной ситуации. Свидетельства напечатали на компьютере заместителя по воспитательной работе. В 15.00 вышли на мостик, я был поражен ходом подводной лодки в надводном положении. Погода не радовала – туман и моросящий мелкий дождь, но чувству восхищения не было границ.

Постепенно привыкаю к неудобствам при перемещении внутри узких отсеков лодки. Дискомфорта уже не чувствуется, только слегка покачивает. Хочу заметить, что день и ночь под водой очень смутно различается. Когда вышел на мостик, свежий морской воздух глотал, как рыба, вдыхал его полной грудью. Вот она благодать Божия! В подводной лодке кислород искусственный, и первые сутки немного тяжеловато дышать, ощущаешь привкус горечи.

26 июля

Разбудил Дмитрий Викторович, напомнил, что сегодня, при погружении, меня будут посвящать в подводники. Предложил пройти на центральный пост и посмотреть на погружение лодки. Первое секундное впечатление – угнетающее. Поначалу видишь только много суетящихся людей, но постепенно начинаешь осознавать – лишних здесь нет, каждый занимает свое определенное место и занят своим важным делом. Лица у подводников усталые и напряженные. Каждый из них, начиная с командира, на подводной лодке с большой ответственностью относятся к происходящему. Со всех сторон слышатся четкие команды, распоряжения и доклады. Ни одного лишнего движения. Экипаж как единый, хорошо слаженный организм.

То, что мы погружаемся в морские глубины, понимаю только по звучащим вокруг меня командам. Слышу, что лодка уже находится на глубине 50 метров северного моря. И в этот момент появляется Дмитрий Викторович с ведром морской воды и тарелкой сухарей. После диферентовки (приведения судна в горизонтальное положение) по всему кораблю командиры торжественно поздравляют новобранцев с первым погружением, в том числе и меня. Нас, новичков, оказалось всего 27 человек – мичманов и матросов. Мне первому наливают в плафон забортной воды. Пью до дна, как и все последующие за мной. Такова старая морская традиция. Затем контр-адмирал Щеголев, старший на боевом корабле, вручает каждому из новичков свидетельство подводника. В нем констатируется важное событие – то, что я впервые в жизни совершил погружение под воду на ракетно-стратегическом крейсере и принял традиционный обряд посвящения в подводники.

Вечером на корабле совершил Таинство Крещения. Крестились шесть мичманов и матросов. Очень приятно, что на корабле пребывают православные иконы: на камбузе икона Божией Матери «Владимирская», а в кают-компании – образ свт. Николая Чудотворца. Новокрещенных я поздравил от имени всех православных верующих Республики Карелия и вручил им свидетельства о том, что крещение они приняли на подводном крейсере «Новомосковск» по благословению Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила. Мы соборно прочитали Символ веры, а затем началась краткая катехизация новоначальных православных христиан.

Все последующие дни моего пребывания на подводной лодке были посвящены духовному окормлению экипажа. Собираться всем вместе было практически невозможно – на подводной лодке все заняты своими важными делами. Порой беседы проводились прямо на боевых постах, поэтому длились недолго, но каждый мог получить ответ священника на любой свой вопрос.

Из чего состоит обычная служба подводников? 4 часа боевого дежурства, 3 часа – обслуживание техники и 8 часов сна. И так постоянно, изо дня в день. Уже позже я узнал, что завтрак у подводников начинается в 3.20 ночи. Неподготовленному человеку такой режим выдержать сложно, но постепенно новички втягиваются в этот хорошо отлаженный ритм. Отношения между всеми членами команды самые братские. Это особенно радовало. Огорчало одно – в повседневный быт подводников въелось сквернословие. Пришлось постоянно напоминать, что от этой пагубной привычки надо избавляться. Подводники прислушивались, но перестраивать себя на новую жизнь всегда трудно.

Новости