16 ноября 2005 г. в Петрозаводске состоялся круглый стол «Этническая толерантность: искусство жить вместе». В качестве представителя от епархии я побывал на этом мероприятии.
Вообще-то «толерантность» имеет прекрасный синоним – русское слово «взаимоуважение». Но, увы, когда читаешь «Декларацию о принципах толерантности», утвержденную Резолюцией 5.61 Ген. Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., выясняется, что толерантность — это не только слово, произошедшее от фамилии французского министра времен Наполеона, но и понятие, которое включает в себя множество смыслов, некоторые из которых для нас, православных, вообще неприемлемы. Например, ст. 1 п. 3 «…Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизаций истины…» Т.е. мы, православные, должны признать, что «истин» много, как много и «истинных» богов, что все религии истинны и т.д.
Что это, как не возрождение язычества в духе Римских имперских традиций, когда статую Господа нашего Иисуса Христа хотели поместить в Пантеоне среди других языческих богов и в то же время самым жестоким образом уничтожали христиан за исповеднический подвиг истинности своей веры. В Римской империи тоже хотели, чтобы христиане молились всем богам или хотя бы всех их почитали. Но между Христом и Велиаром нет ничего общего, поэтому, добиваясь того, чтобы мы стали «толерантными» по декларации, нам предлагают признать множественность истин, а древние великомученики, принявшие страдание и смерть за Христа, жертвой своей жизни утверждали, что истина одна. Поэтому мы, православные, толерантными по «заповедям» лукавой декларации никогда не будем. Мы были и остаемся терпимыми и готовыми уважать чужое мнение, чужую культуру и чужую традицию, но не за счет предательства своей веры.
Мы по-прежнему останемся не согласными с теми христианскими сообществами, возникшими в XIX – XX веках, которые утверждают, что истинное апостольское служение только у них, и игнорируют двухтысячелетнюю историю Церкви. Но это — их трактовка Библии, Слов Господа, а не то, что донесли до нас апостолы, ученики Апостолов и ученики учеников Апостолов. И если Православная Церковь не согласна с подобными утверждениями, то ее никак нельзя обвинять в нетерпимости.
Теперь об экстремизме. Нас, русских, почему-то постоянно обвиняют в шовинизме, экстремизме, фашизме и прочем. Да, есть в нашем обществе люди, проявляющие агрессивность, как есть они и среди других конфессий. Во всех конфликтах в той или иной мере виноваты обе стороны. Национальные и религиозные меньшинства тоже должны бороться с экстремизмом в своей среде, тогда и проблемы такой не будет.
Если в духовной жизни для того, чтобы начать борьбу с грехом его надо назвать, то и в общественной жизни негативное явление тоже необходимо обозначить и обличить. Надо, чтобы и меньшинства уважали культуру и религию народа, среди которого они живут, народа, создавшего великое русское государство, так же, как и они желают, чтобы уважали неповторимость их национального облика.
На конференции взял слово руководитель еврейского культурного общества «Шалом» А. Модылевский, он призывал учить терпимости еще со школьной скамьи, чтобы русского ребенка учили, что сидящий рядом за партой чеченский ребенок ему друг и брат. Я совершенно с этим согласен, но хотелось бы добавить, что такому же доброму отношению к русскому однокласснику должны учить чеченского ребенка и его родители.
Священник Константин САВАНДЕР.