По поводу Концепции. О программе «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений и формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы»

По поводу Концепции

Представленный на обсуждение в узком кругу карельской общественности проект Концепции Региональной целевой программы «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений и формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 годы» имеет, на счастье, и более короткое и более вразумительное название – «Программа «Карелия – территория согласия». По крайней мере, в нем есть и некоторая доля политического изящества, и даже некое скрытое послание. Дескать, ждите – всем сестрам будет по серьгам. Ой ли!

Судя по тексту Концепции, похожему на мертвый лунный ландшафт – одни словесные камни и пыль, за которыми не разглядеть ни смысла, ни целей, ни задач, от такого стратегического планирования вряд ли что-либо путного можно дождаться. Сплошное нагромождение мало вразумительных «рамочных принципов и подходов государственной национальной политики на территории Республики Карелия».

Или вот еще одна цитата размером с целое предложение: «Программа как организационная основа реализации государственной национальной политики и взаимодействия субъектов ее реализации представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и обеспечивают межведомственное взаимодействие, что позволит проводить единую региональную политику в сфере национальных и конфессиональных отношений, решить проблему отсутствия эффективного взаимодействия регионального и муниципального уровней в сфере государственной национальной политики и координации в сфере реализации государственной национальной политики, этнополитического и этносоциального и этнокультурного развития, предотвращения конфликтов и противодействия экстремизму». Подобные неподъемные валуны щедро рассыпаны по всему тексту. И при этом никакого серьезного научного прогнозирования.

Тем не менее, складывается впечатление, что говорить трудным языком о столь тонкой и щепетильной материи как национальные и конфессиональные взаимоотношения, в какой-то мере даже выгодно. Можно наговорить многого и скрыть главное. Ну, например, в концепции сообщается о том, что в «Республике Карелия проживает более 150 национальностей», но почему-то за рамками многословного текста предусмотрительно остаются сведения о национальном составе жителей Карелии в процентном отношении.

На всякий случай напомним: русских в Карелии – 73,6%, карелов – 10%, белорусов – 7%, украинцев – 3,6%, финнов – 2,3% и вепсов – 0,8%. А посему не удивительно, что далее в тексте в замысловатой маниловской манере говорится обо всех 149 национальностях, интересы которых от имени государства рвутся защищать чиновники, и ни слова об интересах коренного большинства – русского народа.

Почему русским закрываются возможности культурного развития? На встрече заместителя премьер-министра правительства республики Владимира Георгиевича Собинского с представителями этнокультурных общин Карелии накануне нового года такой вопрос был задан не только председателем русского культурного общества, но и представителями культурных обществ карелов и вепсов. «Мы себя от русского народа не отъединяем. В Карелии – мы единое целое», – напомнила высокочтимому собранию ученый и политик Зинаида Ивановна Строгольщикова. «Защищаться будут интересы только национальных меньшинств – карелов, вепсов, финнов». Русских, дескать, больше всех, вот пусть они и заботятся сами о себе, последовал ответ первого заместителя Председателя Госкомитета РК по делам национальной политики Елены Антошко. Типично либеральный подход к проблемам большинства, хорошо усвоенный нашими чиновниками, падкими на любые западные новации.

И все-таки, почему разработчиков Концепции не волнует подорванное и искаженное русское самосознание, нуждающееся в целенаправленной просветительской политике не меньше, чем самосознание национальных меньшинств?

Чтобы найти хотя бы приблизительный ответ на этот весьма трудный вопрос заглянем в «Паспорт культурной жизни регионов России в сети Интернет», подготовленный еще в 2002 году Российской государственной библиотекой. Карелия в нем, между прочим, охарактеризована как один из сложных европейских регионов Российской Федерации. «Не случайно западные конфликтологи, – подчеркивается в этом обширном справочнике, – включили ее вместе с Калининградской областью (наряду с ирландским Ольстером, сербско-хорватскими Боснией и Герцеговиной, баскской и каталонской Испанией и др.) в перечень потенциально наиболее взрывоопасных точек этнических конфликтов в Европе». Так что же получается? Кондопога – явление в Карелии не случайное и даже давно спрогнозированное? То ли еще будет! Почему же тогда подобные прогнозы в государственной концепции никак не учитываются?

Читаем справочник дальше. «После распада СССР именно в Карелии Россия имеет самую длинную границу с так называемой традиционной Европой. «Ветер перемен» в 1990-х гг., способствовал всплеску национального самосознания коренных народов, получивший организационное оформление в виде различных движений, партий и объединений». «В обществе развернулась дискуссия по т.н. вопросу «о возвращении карельских земель» Финляндии. И с той, и с другой стороны границы у нее нашлись приверженцы и противники, активно аргументирующие свои позиции», – констатируют составители культурологического Паспорта.

А между тем в последнее время эта тема обсуждается все активнее в прессе. СМИ сообщают, что местные общественные организации в Финляндии собрали подписи более 100 тыс. финнов, которые просят правительство немедленно начать переговоры с Москвой по спорным территориям. Значит, такая идея существует? Но в стратегической государственной концепции этому опасному для Карелии политическому движению опять никакого противодействия. Никого не волнует то, что финские общественные организации занимаются активной работой на местах. Открыт Финско-российский центр в Выборге, финансово поддерживается создание этнокультурных школ с финно-угорским компонентом в Карелии (их уже 35). В то же время чинятся препятствия единственной в Карелии школе с этнокультурным русским компонентом, то есть с преподаванием основ православной культуры.

В дискуссионном клубе литературного журнала «Север» одна из встреч в прошедшем году была посвящена культурной политике в Карелии. «Всех участников дискуссии, – писала газета «Лицей», – чрезвычайно беспокоит то, что в Карелии закрыты русскоязычные радио- и телепередачи культурно-просветительной и детской направленности, в то время как вещание на национальных языках, напротив, увеличилось. Уже много лет в тяжелейших условиях существует литературно-публицистический журнал «Север» – в отличие от литературного журнала на финском языке».

Напрашивается неутешительный вывод: получается, что концепция составлена для отвода глаз широкой карельской общественности от формирующейся ныне в республике политической реальности.

Поэтому трудно согласиться с предложенным текстом, который требует не только серьезной стилистической правки, но и широкого обсуждения. Чему мы, надеюсь, и кладем начало.

Ольга СИДЛОВСКАЯ

Новости