6 марта в Петрозаводске состоится V региональная научно-практическая педагогическая конференция «Ушаковские чтения», посвященная теме «Роль русского языка и литературы в формировании национального самосознания»

Фотографии:

27 февраля в столице республики под лозунгом «От призвания — к признанию!» прошла конференция «Роль приоритетного национального проекта «Образование» в реализации государственной образовательной политики в Республики Карелия». На ней, как из рога изобилия, сыпались панегирики западным инновациям, засилье которых в карельских школах должно ввести Карелию на правах бедного «родственника» в глобальное сообщество, с полной потерей при этом национального своеобразия живущих на территории республики народов.

Спустя неделю, 6 марта, в Петрозаводске состоялись педагогическая конференция – Пятые «Ушаковские чтения». Они были посвящены «Роли русского языка и литературы в формировании национального самосознания». На них речь шла о значительных для общества событиях, которые, к сожалению, почти никак не отражаются на государственной политике в области образования, — Году русского языка, 90-летию явления иконы Божией Матери «Державная» и 262-й годовщине со дня рождения святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала Российского флота.

«Ушаковские чтения», проходившие в школе № 4, открылись торжественным молебном перед иконами Божией Матери «Державная» и св. праведного воина Феодора Ушакова и обращением Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила к участникам конференции, в котором была подчеркнута большая роль учительства в воспитании верных сынов Отечества.

Как известно из истории, «Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. — в день отречения от престола святого страстотерпца царя Николая II. Защитница рода христианского помогла народу выстоять в кровавой смуте и обрести крепкую веру. И сегодня покров Ее простирается над нами.

О грозных испытаниях предупреждал потомков и святой праведный воин Феодор Ушаков. В своей статье о прославленном адмирале капитан первого ранга, кандидат исторических наук, сотрудник Института военной истории МО РФ Владимир Овчинников выразил суть представлений наших соотечественников об этой грандиозной в нашей истории личности: «Ушаков явил миру ярчайший пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия. (…) Во многом благодаря его трудам, Черное море оказалось у ног России. К Ушакову пришли заслуженная слава и уважение. У матроса, испокон веков мечтавшего о справедливом и храбром предводителе, имя Ушакова ассоциировалось со словом «победа». Сослуживцы почитали его как отца родного и знали, где Ушаков — там успех. Оттого и силы его эскадры удваивались. Справедливо поэтому говорить о том, что победы Ушакова — это победы русского духа. Русский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова не потерпел ни одного поражения!

...Человеческий же подвиг Ушакова сравним разве что с подвигом монаха в его служении Богу. … Уйдя в отставку, адмирал удалился из столицы в глухую тамбовскую деревушку близ Санаксарского монастыря, «оказывая к вере отцов своих чрезвычайную приверженность». Но и «удалясь от светского шума», Федор Федорович не удалил сердца своего от ближних. «С какой ревностью он некогда служил Отечеству, с таким же усердием он спешил доставить помощь тем, которые прибегали к нему». Помогая обездоленным и страждущим, больным и увечным русским воинам во время Отечественной войны 1812 года, он запечатлелся в памяти народной и как великий милосердец, «посвятивший себя Вере и благотворению»…

Прозвучавшие доклады можно разделить на несколько групп. Историческую группу составили сообщения клирика Петрозаводской и Карельской епархии иерея Геннадия Кузькина о явлении Державной иконы Божией Матери и его духовном значении для русского народа и музейного работника, историка Валерия Алексеевича Савельева о связи личности святого праведного воина Феодора Ушакова с историей Петрозаводска.

О церковно-славянском языке рассказывали кандидаты филологических наук Ольга Алексеевна Сергеева (Санкт-Петербург) и Светлана Олеговна Захарченко (Петрозаводск). Если первый доклад имел большую научную значимость и обосновывал необходимость знания церковно-славянского языка как высшего стиля современного русского литературного языка, то во втором докладе мы услышали конкретные примеры приобщения учащихся к сокровищам этого языка через творчество Даля, литературу XVIII — XIX вв.

О роли русской литературы в формировании национального самосознания и патриотических чувств прозвучали выступления кандидата филологических наук Валерия Николаевича Сузи и учителя школы № 4 г. Петрозаводска Марины Викторовны Лукичевой. Особый интерес у слушателей вызвало сообщение Надежды Ивановны Лебедевой, учителя начальных классов Шуйской средней школы, в котором был наглядно продемонстрирован воспитательный потенциал народной и авторской сказки.

Теоретическим аспектам формирования национального самосознания были посвящены доклады преподавателя Санкт-Петербургской Академии Пост-дипломного Педагогического Образования Натальи Витальевной Скурской и кандидата педагогических наук, заместителя директора по УВР школы № 4 Валентины Александровны Калачевой. В их работах были обозначены культурные доминанты национального самосознания и намечены основные аспекты его воспитания в современной педагогической ситуации.

Особняком стоял доклад Маргариты Григорьевны Беловой, методиста кабинета русской словесности Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического Образования. В нем преобладал академический подход к проблеме воспитания национального самосознания средствами русского языка и литературы.

— Один из главных парадоксов современности, — заметила М. Г. Белова, — намерение общества воспитывать новое поколение в гуманистическом русле, полагая, что это достижимо на фоне дегуманизации и дегуманитаризации жизни в ситуации наращивания насилия... Школа — социальный институт и зависит от общественной ситуации. На наших глазах происходит массовая визуализация зла: на экране, компьютере, литературе. Памятки «Как вести себя при нападении террористов» уже никого не удивляют. По телевидению учат мерам безопасности и индивидуальной защиты. Возникает убеждение в проблематичности победы добра. Обезбоженная система ценностей, которая подается в привлекательной форме («Вы влюбитесь в наши цены!», «Ты от Мебелин!»). В такой ситуации находится растущий человек, потребляя буквально всю современную информацию.

Читает теперь молодежь преимущественно таблоиды, серьезную же литературу пролистывает или просто дистанцируется от произведений классической культуры. Растление юных, неокрепших душ происходит на наших глазах, и чаще всего мы можем констатировать свою немощь в сложившейся ситуации. Однако необходимо проанализировать ее, чтобы понять, а какие же действия необходимы с нашей стороны, чтобы корректировать и постепенно менять ситуацию. Все более явным становится противоречие между ценностями и идеалами. Сами идеалы стали слишком зыбкими, представления о них изменились. Произошло нивелирование понятий «добра» и «зла». Во истину «к добру и злу постыдно равнодушны».

Сами идеалы нуждаются сегодня в реабилитации и защите, восстановлении. Необходимо отметить также ослабление культурной позиции школы и учителей. В настоящий момент не только вера, но и культура нуждается в защите. В защите сегодня нуждаются и люди зрелого возраста. Современное молодое поколение совершенно игнорирует и дистанцируется от опыта предшествующих поколений. В эпоху стремительных перемен и лавинообразного нарастания информации возникает иллюзия социальной «ненужности» пожилых людей как хранителей традиции. Формируется новый тип связи поколений (префигуративный), НЕ ИМЕЮЩЕЙ ПРИОРИТЕТА ВОЗРАСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ИЛИ АВТОРИТЕТА. Молодежь сознательно игнорирует стандарты поведения старших. Традиции книжной культуры постепенно разрушаются, уступая место экранной и сетевой культуре. Школой же продолжает поддерживаться прежний педагогический дискурс (рассказываемый текст). Кроме того, этот учительский текст или фронтальная беседа по содержанию мало отличается от советских времен, и великая русская культура снова оказывается в тисках советских идеологических представлений.

Вторая часть конференции представляла собой семинар для учителей русского языка и литературы, которым руководила М. Г. Белова. Она рассказала об основных тенденциях преподавания данных дисциплин, представила новые учебные пособия.

По итогам конференции был принят проект обращения к педагогам Карелии и к Администрации г. Петрозаводска, который будет представлен широкой общественности.

Валентина КАЛАЧЕВА

Новости