Письма в обитель скорби.
В Петрозаводске работает группа тюремного служения
В дореволюционной России человек считался преступником только до суда, после вынесения судебного приговора в глазах русского народа он становился несчастным. И когда осужденные шли по этапу, то к дороге подходили люди и помогали идущим едой, одеждой. Также была традиция на Крестопоклонной неделе Великого поста на сэкономленные деньги покупать продукты для заключенных.
Сегодня в России возвращается прежнее сочувственное отношение к осужденным — создаются центры помощи заключенным, группы тюремного служения. И Карелия не стала исключением. В декабре прошлого года руководителем отдела Петрозаводской и Карельской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Леонидом Леонтюком и диаконом Алексием Киселевым была создана группа тюремного служения.
Письма с воли
— Очень прискорбно, что в обществе вообще и, как ни странно, в христианском обществе тоже, — говорит отец Леонид, — отношение к людям, находящимся в заключении, такое: так им и надо, получили свое! А ведь осужденные — тоже люди, но чувствуют они себя никому не нужными, и от этого ощущения заброшенности, ненужности их агрессия еще больше увеличивается.
Священники помимо тюремного служения служат в приходах, и им удается бывать в тюремных храмах не так часто, как хотелось бы. Заключенные ищут участия, сострадания, шлют письма в монастыри, храмы, православные газеты, журналы. А потом ждут ответа, как они называют, писем с воли. Мы и раньше отвечали на письма, но не в полной мере. Так постепенно приходило понимание необходимости создания группы тюремного служения.
Когда сердце прорывается к Богу
Одним из этапов создания группы тюремного служения стала встреча Натальи Владимировны Пономаревой с прихожанами Александро-Невского кафедрального собора, прошедшая в конце декабря прошлого года в приходском доме собора. Наталья Владимировна — сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении миссионерского факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. С заключенными она переписывается более 7 лет, начала это служение после рождения третьего ребенка и первое время одной рукой качала кроватку, другой писала письмо.
— Вы представляете, каково человеку осознавать, что он кого-то лишил жизни? — говорит Наталья Владимировна. — Я переписываюсь с убийцей, который убил в гневе. Конечно, он раскаивается, он растерян, не знает, как жить дальше. Так мучаются очень многие. И когда их сердца приходят, даже прорываются к Богу, рядом должен оказаться кто-то, кто духовно поддержит, кто даст надежду, что можно все начать сначала.
Термометр по имени Наталья
На этой встрече Наталья Пономарева постаралась развеять сомнения, из-за которых многие люди боятся вступить в духовную переписку с осужденными.
«Когда осужденный, с которым я буду переписываться, выйдет на свободу, то я должен буду помочь ему и с жильем, и с трудоустройством».
«Кто ответствен за жизнь, ошибки и победы христианина в заключении? — отвечает Наталья Владимировна. — Кто ответственен за его устройство после освобождения? Мы, взявшиеся его поддерживать в трудную минуту, не ответственны. Понять это и смириться с этим очень важно. За его жизнь, трудности и победы ответствен, без сомнения, лишь он сам и Господь. За его устройство ответственна государственная система. Если вы внутренне стоите на такой позиции, то постепенно передаете это ощущение и вашему корреспонденту. Он не будет стремиться переложить на вас ответственность, в том числе и духовную».
«Я сам недавно пришел к вере, чему я могу научить?»
Учить как раз не надо. Наставления, напутствия может давать только священник. Лучше всего откровенно сказать, что вы сами недавно пришли в Церковь и у вас тоже много вопросов, предложить вместе найти на них ответы.
«Многие заключенные болеют туберкулезом, я же могу заразиться!»
Туберкулез передается аэробным путем, заражение может произойти только при непосредственном контакте с больным. При малейшей вероятности заражения корреспондентов осужденных переписка с ними была бы запрещена.
«Осужденный будет просить какую-то материальную помощь, а у меня нет денег».
В таких случаях надо говорить честно: «Простите меня, дорогой брат, но я не могу исполнить вашу просьбу. Мои возможности ограниченны». Можно на Рождество и Пасху послать бандероль с чаем, бульонными кубиками, шоколадом, конфетами. «Один мой корреспондент попросил прислать термометр, — рассказывает Наталья Владимировна, — я отправила. Позже он мне пишет: «Этот термометр зовут Наталья, потому что всем новоприбывшим мы говорим,
«А вдруг я просто не захочу или не смогу продолжать переписываться?»
Начав переписку, человек не становится заложником этого служения. Если у вас не хватает времени, вы переезжаете в другой город или просто устали, то можете прервать переписку и передать ее другому члену группы тюремного служения. Но, по словам Натальи Владимировны, такое случается крайне редко. Большинство людей считает, что переписка прежде всего нужна им самим.
О группе тюремного служения
Уже в январе этого года прихожане Александро
-Невского собора по письмам, которые присылают осужденные в храмы города, выбрали своих корреспондентов, послали свои письма и на собрании группы получили первые ответы (письма приходят не на домашний адрес респондентов, а на адрес Александро-Невского собора).Теперь участники группы встречаются еженедельно, чтобы получить ответные письма и посоветоваться, как лучше на них ответить.
Осужденные задают множество вопросов на духовные темы. Например: можно ли некрещеному человеку носить крест? Почему страдают дети? Отвечать на них помогают отец Леонид, отец Алексий, методист отдела Константин Кукушкин.
Нередко встречи длятся более двух часов — людям, объединенным общим делом, всегда есть что обсудить. «В этих беседах, в переписке с заключенными нам легче поддерживать огонек нашей веры», — читаем отзывы членов группы в стенгазете группы тюремного служения в Александре-Невском соборе. Также в скором времени о деятельности отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и группы тюремного служения можно будет узнать на интернет-сайте.
Деятельность группы тюремного служения не ограничивается только духовной помощью осужденным. Корреспондентам посылаются посылки с вещами первой необходимости: мылом, зубной пастой, ручками — на большее не хватает финансовых средств. В Петрозаводском государственном университете проводится акция по сбору канцелярских принадлежностей, так необходимых осужденным. Одна из главных задач работников отдела и группы тюремного служения — создание в Петрозаводске реабилитационного центра для освобожденных из мест лишения свободы.
«Не судите, да не судимы будете»
С распространенным мнением, что человек, совершивший преступление, не заслуживает особого сочувствия, члены группы тюремного служения не согласны. «Мы ничем не лучше их! — говорит Надежда Козлова. — Ведь грех от греха не очень-то отличается. Не понимаю, как можно взвесить тяжесть согрешения. Получается, что если я не убила и не украла, то я лучше того человека, который убил или украл? Вспомните житие св. Варлаама Керетского, как он несколько лет скитался по волнам Баренцева и Белого морей в одной лодке с телом убитой им жены, пока оно не истлело в прах. Мой корреспондент свою жену лишил жизни из ревности, думаю, в тот момент им овладел бес. В Евангелии говорится: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7.1). Каждый может оказаться в подобной ситуации. И точно также будет ждать чьего-то письма с добрыми словами».
Ирина ТАТАРИНА
Собрания группы тюремного служения проходят по средам в 19.00 в приходском доме Александро-Невского собора (пр. Александра Невского, 39).