В великий церковный праздник Святой Троицы Божественную литургию в кафедральном соборе возглавил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. Во время праздничного богослужения Высокопреосвященнейший Владыка рукоположил во иерея диакона Крестовоздвиженского собора о. Виктора Заровняева.
Все петрозаводские храмы в этот день были переполнены народом, пришедшим на праздник, чтобы вдохновить свое сердце верою. Как и с незапамятных времен, храмы были убраны зелеными березками, а богомольцы стояли в них с распустившихся березовыми ветвями в руках.
Торжество во славу Пресвятой Троицы завершилось Великой вечерней, во время которой совершались особые коленопреклоненные молитвы, разделенные на три части – во имя Пресвятой Троицы. Стоя на коленях в Царских вратах и обратившись лицом к народу, преклонившему перед Господом и колени, и свои сердца, особые молитвы произнесли архиерей епархии, настоятель соборного храма и священники кафедрального собора, смиренно молившиеся Господу.
После завершения Троицкой вечерни Архиепископ Мануил произнес проповедь, в котором напомнил верующим о смысле праздника, вместившего в себя событие, которое в одно мгновение сделало галилейских рыбаков всемирными проповедниками. В 50-й день по Воскресении Христово на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков. Благодать Святого Духа, сошедшая на апостолов в день Пятидесятницы, сообщается и нам в святых таинствах и в молитве и содействует нашему спасению через Иисуса Христа и ведет нас в Царствие Небесное.
Троицыным днем праздник называется потому, что с сошествия Святого Духа на апостолов открылось промыслительное действие Пресвятой Троицы о спасении людей. Бог Отец ниспослал Святого Духа через искупительные заслуги Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, поэтому Св. Церковь особенным образом приглашает верующих поклониться «Сыну во Отце со Святым Духом».
Понятие Святой Троицы – основание Православной Веры, начало всех ее догматов, христианских истин. На основании догмата о единосущной, единоначальной, единопрестольной и единосильной Святой Троицы основывается христианство. Эта истина не плод человеческого ума, а Божественное Откровение. Троица – тайна, в которую стремятся вникнуть небесные ангелы. Пророк Исаия слышал своим духовным слухом пение Небесных чинов, возглашавших: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны суть небеса славы Твоея». Ангелы тройственно возглашали: «Свят, свят, свят». Праотец Авраам принимал в ветхозаветные времена под видом трех странников, открывшуюся ему тайну Святой Троицы и трем поклонялся, как Единому Богу. В сумраке приоткрылась в Ветхом Завете тайна Троицы. Ярко засияла истина Святой Троицы в Новом Завете. Ее сиянием просвещается каждая душа, светлеется Тройческим единением Священных тайн.
Христос Своим пришествием утвердил на Земле великую истину Святой Троицы. Когда Господь посылал Своих апостолов на проповедь, Он говорил: «Идите, проповедуйте всем народам, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Не сказал Христос «во имена», но в одно имя «Отца и Сына, и Святого Духа».
«Сошествие Святого Духа, – писал известный иерарх Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Антоний (Храповицкий), – дало апостолам, этим простым людям, нередко огорчавших Господа своею грубостью и малодушием, великую мощь духовную, такую мощь, такую несокрушимую силу, пред которой пала в прах вековая религия Рима, так тесно слившаяся с его государственной жизнью».
Для нашего карельского края ныне особенно важны слова Владыки Антония, который в день празднования Пятидесятницы призывал своих современников к подобному преобразовательному делу, к тому, чтобы восстановить в родном крае, потерявшем свой религиозный и народный характер, православные начала.