Творчество
Поющая семья
Известный в Карелии дуэт Лукиных стал лауреатом II Международного фестиваля современной православной духовной песни «Невские купола». Кроме того, этот творческий коллектив победил в специальной номинации «За семейное духовное единство», а дочь Андрея Лукина – Анна получила приз «За создание гармоничного образа православной женщины».
Фестиваль, организованный Санкт-Петербургской епархией, Александро-Невской лаврой, ДПЦ «Святодуховский», Международным Центром Искусств «Балтийский» и Благотворительным Фондом Форум Камерных Искусств при поддержке правительства Санкт-Петербурга, проходил в конце апреля на сцене Санкт-Петербургского духовно-просветительского центра «Святодуховский» при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. «Невские купола» называют «фестивалем фестивалей». На этот известный конкурс приезжают лучшие исполнители духовной песни не только России, но и из Ближнего и Дальнего Зарубежья (Германии, США, Белоруссии, Украины).
Таланты конкурсантов оценивало жюри из шести человек, имеющих богословское, музыкальное или культурологическое образование. Его возглавила известная исполнительница духовных песен Ирина Скорик. Санкт-Петербург в жюри представляли также народный артист России Иван Краско и директор ДПЦ «Святодуховский» Елена Ларионова. В его составе были композитор, священник Геннадий Ульянич (Тверская область), Сергей Гребенников – президент Фонда поддержки духовного просвещения и культуры из г. Воронеж и инок Всеволод (Филипьев) – поэт, писатель, богослов, преподаватель патрологии и гомилетики в Свято-Троицкой духовной семинарии РПЦЗ, автор электронного журнала «Русский инок», член союза писателей России (США, Джорданвиль).
Жюри выбрало обладателей гран-при и победителей в шести различных номинациях, одной из них, номинации «дуэт», победителем стал карельский дуэт. Своими впечатлениями о конкурсе делится глава семейства Андрей Лукин:
– Началось все с того, что протодиакон Сергий Герасимов представил нас художественному руководителю конкурса Ирине Скорик во время ее приезда в Петрозаводск. Она послушала наш диск и пригласила приехать на фестиваль, причем сразу же на конкурс, без отборочного тура. Не обошлось и без искушений: накануне поездки я тяжело заболел, поэтому приехали мы на три дня позже.
По условиям конкурса надо было исполнить две духовные песни. Одна из них должна быть написана на стихи и музыку определенных авторов. Мы выбрали песнопение архидиакона Романа (Тамберга) «Русь называют святой…». Вторая композиция должна быть посвящена России, любви к Отечеству, православной вере и Церкви. Решили спеть «Родину» Сергея Трофимова. Но в последний момент перед выступлением поняли, что эта композиция не в формате фестиваля. И спели старинный кант «Мой духовный сад». Признаюсь, я волновался как в студенческие годы на экзаменах в консерватории. Но все прошло удачно, наши выступления и на конкурсе, и на гала-концерте зрители принимали очень тепло. Кстати говоря, всем понравились наши концертные костюмы. По совету и при финансовой поддержки председателя КРОО «Православный собор» Александра Павловича Лукина их сшили замечательные петрозаводские художники Руфина и Борис Ставицкие.
После конкурсного выступления мы дали концерт в православном приходе г. Кронштадта, а затем, вернувшись в Петербург на гала-концерт, узнали, что стали лауреатами. В последний день фестиваля всех его участников ожидала экскурсия по святым местам Петербурга, и прогулка на теплоходе по Неве. На фестивале мы познакомились со многими их участниками – певцами и композиторами, и теперь наша программа будет дополнена новыми композициями из репертуара Ирины Скорик и Галины Лупандиной. Уже этим летом собираемся выпустить два новых диска. Еще нас пригласили выступить в Воронеже, Киеве, Витебске, где после «Славянских базаров» проходят фестивали духовной песни. Вместе с моими младшими детьми Машей и Борей, которые часто поют на наших концертах, поедем на фестиваль в Краснодар.
Фестиваль «Невские купола» – настоящий праздник, торжество духовной песни. Исполнявшиеся на нем песнопения, были объединены единой темой – любовью к Богу и Родине. Для нас этот творческий форум стал большой поддержкой. Мы увидели, как много исполнителей духовных песнопений и как много их ценителей – большой зал Александро-Невской лавры был всегда полон народу. И, пожалуй, уверенность в том, что нам необходимо продолжать исполнять духовные песнопения в будущем, вселили слова одного фронтовика, сказавшего, что даже на войне он не испытывал такой боли и никогда так не переживал за судьбу России, как на нашем концерте.
Ирина ТАТАРИНА
* * *
С творчеством семейного дуэта петрозаводчан Лукиных знакомы слушатели уже не только в Петрозаводске. Их концерты прошли в помещении общественной организации «Православный собор», Доме офицеров, приходском доме Екатерининской церкви, а также в д. Куганаволок и пос. Кварцитный. Песни в исполнении Лукиных звучат настолько искренно и проникновенно, что не могут не взволновать и не объединить слушателей, которые вслед за исполнителями взывают к самим себе: «Что ты спишь, душа, что в саду твоем?» .
Предлагаем нашим читателям беседу с исполнителем духовных песнопений Андреем ЛУКИНЫМ.
— Андрей, как появилась у вас идея подобных концертов?
— Духовные песни мы любим петь всей семьей и с удовольствием слушаем других исполнителей. Песни, тронувшие мое сердце, я переписывал в тетради, и со старшей дочерью Анной пел сначала дома, потом среди друзей. Мысли о том, чтобы выступать на широкой публике, заниматься концертной деятельностью, у нас никогда не было. Ведь я не певец, не профессиональный гитарист, и дочь моя не певица. Но слушатели настаивали, говорили, что нам обязательно нужно петь для людей. К первому концерту готовились очень долго: подбирали репертуар, выстраивали динамику концерта. Провели его в помещении общественной организации «Православный собор» в узком кругу. Затем прошло несколько больших концертов.
— Легко работать с близким человеком?
— Очень трудно. Потому что сложно требовать чего-то от дочери. Но после первых выступлений мы поняли, как много еще нам нужно работать. И Ане уже не нужно было ничего говорить, она сама все поняла. Теперь у нас отношения очень мирные.
— Как вы подбираете песни для исполнения?
— Мы поем только те песнопения, которые произвели на нас глубокое впечатление. Песни, после исполнения которых светлеет на душе. Современная музыка, на мой взгляд, только отвлекает от уныния, оставляя в сердце пустоту. На наших концертах я практически не видел равнодушных слушателей. Удивительно то, что одним нравятся одно, другим — другое, и, хотя в нашем репертуаре немало песен, ни одна из них не осталась без внимания.
— Вы сами себе аккомпанируете?
— Да. Я играю на гитаре, Аня — на клавишных. На этом инструменте можно сымитировать разные звуки — колокольный звон, шум дождя и ветра, пение птиц, различные духовые, струнные и ударные инструменты. Мы стараемся петь так, чтобы тронуть, взволновать слушателей. Остальное делают сами песни. Они напоминают о том, что человек вечен и ни что сделанное и даже подуманное здесь, на земле, не пропадет в вечности. Ни доброе, ни злое.
— Расскажите, пожалуйста, о духовном стихе.
— Еще до революции духовные стихи пелись и в монастырях, и в миру. Создавали и исполняли их калики-перехожие, ходившие по городам и селам Древней Руси. В этих произведениях отражались представления народа о христианской вере и связанных с нею нравственных основах жизни. Один из самых известных сборников русских народных стихов назывался «Голубиная книга». Это название можно понять двояко: «глубинная», то есть книга мудрая, глубокая по содержанию, и книга, полученная от Святого Духа, символ которого в христианстве голубь. До наших дней сохранились стихи некоторых авторов, положенные на музыку, например, песнопения свт. Димитрия Ростовского.
— Развивается ли в наше время традиция внебогослужебного духовного пения?
— Сочиняют духовные стихи и современные авторы, но их канты близки к традициям авторской песни. Мы поем песнопения иеродиакона Романа (Тамберга), иеромонаха Романа (Матюшина), иерея Олега Скобли, матушки Людмилы Кононовой, Игоря Талькова, Владимира Щукина, песни на стихи иеромонаха Василия (Рослякова), Сергея Есенина и других авторов.
— Ваш репертуар включает и патриотические песни?
— В нашем концерте есть целое отделение песен, посвященных любви к Родине. В него включены песни, призванные напомнить русским людям, откуда они родом, в какой великой стране они родились и живут. Потому что Русь Святая хранила и хранит веру истинную, Православную. Как не задуматься над словами песен-набатов «Боже, спаси мою Родину» иеромонаха Василия (Рослякова), «Православные» Владимира Волкова, «На молитве русская земля» Максима Трошина?
— Вы назвали достаточно много авторов духовных песнопений…
— Это люди очень известные. В то же время странно, что многие церковные люди о них или мало знают, или они им незнакомы вовсе. Исключение составляют иеромонах Роман (Матюшин) и архидиакон Роман (Тамберг). Отец Роман (Матюшин) — крупнейший поэт нашего времени. Он и монах, и поэт — уникальное явление. Таких аналогов в истории немного — святитель Димитрий Ростовский, игумения Таисия (Леушинская). Я имею в виду настоящую поэзию, а не простое рифмование строк. По словам Александра Королькова, доктора философских наук, профессора, академика Российской академии образования, «такого предстояния русская поэзия еще не знала. Это предстояние указало высокое назначение поэзии — возводить творение к Творцу. Нужно низко поклониться Русской Православной Церкви, давшей России такого поэта. Ибо без Нее, без Святого Православия не было бы и отца Романа»
Архидиакон Роман (Тамберг) и иерей Алексий Грачев, который аранжировал песни отца Романа и аккомпанировал ему, записали три кассеты духовных стихов. Самое известное произведение — «Русь называют святой», где слова и музыку написал архидиакон Роман.
Жена вятского священника Андрея Кононова Людмила Кононова пишет прекрасные стихи. Кстати, мы хотим пригласить ее выступить в Петрозаводске. В ее творчестве соединилось высокое художественное исполнение и авторство. Причем матушка обладает не только прекрасным голосом, но и талантом драматической актрисы, который помогает ей донести слово до каждого слушателя. Обо всех авторах и исполнителях духовных стихов говорить можно очень долго, это тема для отдельного разговора.
— Что привлекает в духовных песнопениях современного слушателя?
— Святые объясняли: слова Псалтири кладутся на музыку и поются потому, что слово, объединенное с музыкой, быстрее и глубже касается души человека. «Не думай, что псалмопение — нечто маловажное, — писал свт. Иоанн Златоуст. — Кажется, что оно только радует слух, но в действительности оно пробуждает душу». Ведь это чудо искусства: музыка и слово помогают человеку ощутить: Бог есть. В песнопениях — отблески Духа Святого, и они найдут отражение в сердцах людей. Обязательно. Многие слушатели на концертах плачут. Плачут оттого, что песни трогают струны их сердца. Человек чувствует, что ему поют о дорогом и очень родном, о том, что в нем всегда жило в глубине души. И души наших слушателей смягчаются, теплеют, преображаются. Пусть только на время концерта, но уже это подвигает нас продолжать петь и в будущем.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) сказал: «Нужно людей не тешить, а утешать». Духовные песни в исполнении Андрея и Анны Лукиных даруют скорбящим утешение, ждущим и ищущим — надежду. Эти песнопения согревают душу, оставляя в сердце светлую печаль.
Беседу вела Ирина ТАТАРИНА
Фото с концерта Ирины ЛАРИОНОВОЙ