Английское слово «скаут» переводится как «следопыт». 90% западных элит –– бывшие скауты», – напомнил в интернете диакон Михаил Першин, организующий деятельность Братства православных следопытов. Скаутом был святой страстотерпец царевич Алексей Романов. Взамен пионерской и комсомольской организаций, исчезнувших вместе с Советским Союзом, скаутинг, «как одна из возможных форм общения подростков», вновь осваивается в России, в том числе и Карелии.
В начале августа в одном из самых живописных мест республики, на о. Сямозеро, прошел слет русских и зарубежных скаутских организаций. Подобные слеты называются Джамбори (в переводе с индейского – «съезд племен»). В этом году «Джамбори» был посвящен столетнему юбилею скаутского движения в мире и поэтому назывался «Сто костров». Святейший Патриарх Алексий II пожелал успеха организаторам «Джамбори 2007». Лагерь профинансировали несколько правительственных и общественных организаций.
В день памяти прп. Серафима Саровского, 1 августа около 2000 скаутов, съехавшиеся в Карелию со всех уголков России, прошли парадом по центру Петрозаводска, а ночью на противоположном берегу Петрозаводского залива были зажжены несколько десятков ярких костров и в небо взмыли красочные букеты ракет.
Кто такие скауты?
Как система воспитания детей и подростков, скаутская организация была создана в Англии в 1907 г. бывшим военным, лордом Баден-Пауэллом, участником англо-бурской войны. В 1909 г., прочитав книгу Баден-Пауэлла «Разведка для мальчиков», молодой русский офицер, штабс-капитан лейб-гвардии стрелкового полка Олег Пантюхов собрал под Санкт-Петербургом первый русский «патруль» разведчиков. Изданию вышеупомянутой книги способствовал будущий страстотерпец император Николай II.
Лозунгом скаутских отрядов являлся девиз «Будь готов!» с ответом «Всегда готов». Так что всем известный клич пионерской организации – политического отпрыска организации юных следопытов, был взят именно у скаутов, с которыми в начале 20-х годов власть то боролась, то сотрудничала, и, наконец, загнала конкурента в подполье, а затем и вовсе изгнала скаутизм за границу, как буржуазный пережиток. В конце 1920-х большая часть скаутских лидеров была репрессирована. От скаутов пошли и пионерские галстуки.
Вступая в скаутскую организацию, дети дают обещание исполнять долг перед Богом (я должен идти к Богу), долг перед людьми (я должен помогать людям и своей стране), долг перед самим собой (я должен развивать себя).
Возрождение следопытов
Снова процитируем интересное интервью с диаконом Михаилом Першиным. «Главная проблема московских детей, – говорит он, – это проблема одиночества. Те бетонные норы, в которых мы живем, те бетонные школы-муравейники, в которых мы учимся, закатанные в асфальт дороги, плотная учебная программа лишают ребенка нормального общения. С родителями он почти не общается, с друзьями общается больше по «мобиле». А душа его жаждет интересной, насыщенной эмоциями жизни. Душа ребенка не терпит пустоты. Вот почему наши дети «подсаживаются» на какие-то игры, погружаются в «фэнтэзи», уходят в различные «тусовки». И тогда это уже не проблема только детей – это проблема взрослых.
Многих родителей беспокоит то, что дети теряют самоконтроль, становятся обидчивыми и вспыльчивыми, превращаются в приставки к «видикам» и «компам». Я не против игр, в том числе и развивающих компьютерных. Но вопрос в том, что кем играет – подросток в виртуальные игрушки или эти игрушки – подростком? Нам очень важно вывести наших детей из виртуальности в реальность. А для этого необходимо воссоздать для детей такое пространство общения, где они могли бы расти и развиваться, раскрывать свои таланты, совершать подвиги и быть свободными.
Скаутинг – одна из возможных форм организации такого общения. Скаутинг помогает ребенку войти во взрослую жизнь, и при этом войти в нее вместе с друзьями, с массой приключений. К тому времени, когда подросток станет взрослым, он уже побывает в пятнадцати походах, научиться ночевать в лесу один, выживать без еды, будет уметь лазить по скалам, сплавляться на байдарках».
Скаутскую организацию Карелии возглавляет Сергей Воздвиженский – директор Детско-юношеского центра (ДЮЦ), расположенного в микрорайоне Петрозаводска «Ключевая». Духовно окормляет ее священник Андрей Мазаев, уже не первый год активно сотрудничающий вместе с матушкой Еленой Мазаевой с карельскими скаутами. Под их руководством на базе ДЮЦ проводятся известные в России летние лагеря «Богатырская застава».
Скаутам России пока не удается создать единую организацию. На «поляне» слета они были представлены под разными названиями: Братство Православных Следопытов, НОРС-Р (Неполитическая Организация Российских Скаутов-Разведчиков), ОРЮР (Организация Российских Юных Разведчиков – наследники традиций русских эмигрантов), РСО (объединение, заявляющее о своей внерелигиозности, на их гербе нет изображения вмч. Георгия, отсутствует и главное скаутское обещание – верности Богу), Российская Ассоциация Девочек-Скаутов и др. Подобные слеты как раз способствуют преодолению разделенности между невольно конкурирующими структурами, тем более, что сами дети об этих трениях не знают.
В нынешнем скаутском слете принимали участие пятеро священников. Они освятили территорию лагерей, послужили две литургии на переносном престоле. Для общей литургии за несколько дней скаутами была выстроена часовня. Купол для нее собрали литовские следопыты. Из 2000 участников исповедалось и причащалось только несколько десятков человек. В основном это были ОРЮРовцы и православные следопыты. Несколько ребят приняли святое крещение в прохладных водах Сямозера. В конце смены на территории лагеря был водружен деревянный поклонный крест. В его основании лежат камни из всех регионов-участников. Освящал его священник Андрей Мазаев.
Трудовая закалка
Следопыты овладевают различными специальностями. О том, что подросток успешно владеет тем или иным навыком свидетельствуют соответствующие нашивки на его скаутской одежде. Самые искусные получают разряд. В скаутском отряде почти каждый за что-то отвечает. Благодаря такой трудовой закалке у подростка формируется такое важное качество характера, как ответственность. Это помогает молодым людям, прошедшим трудовую школу скаутинга, войти в самостоятельную жизнь без потерь. Они самостоятельно думают и действуют, не теряются в самых сложных обстоятельствах.
Вот один из таких примеров. В один из дней слета нам потребовалось напилить доски. Мимо как раз проходил литовский скаут с бензопилой. Он явно куда-то спешил. Мы объяснили ему нашу проблему. «Пилите», – спокойно сказал он, протягивая нам свою бензопилу. Он был уверен, что мы умеем ею пользоваться. Однако после нескольких неудачных попыток завести пилу, пришлось признаться скауту, что лично я этот инструмент держу впервые в руках. И тогда парень без лишних слов сам напилил нам столько досок, сколько было нужно. Другой скаут на вопрос, сколько он умеет вязать узлов, ответил, что немного – всего-то 20 (!) Наш собеседник, оказывается, обладал очень важным умением. С помощью веревок, без гвоздей, следопыты быстро строят в полевых условиях любые конструкции.
Вызывало уважение и умение скаутов обращаться с различной техникой. В лагере работали несколько генераторов на жидком топливе, питавшие электричеством компьютерный класс, с принтерами и ксероксом, расположившийся в огромной палатке. При помощи них качали воду в душевую и баню, освещали территорию ночью, а также обеспечивали работу радиостанции, колонок и прожекторов.
Знай и умей
Во время «информационного активитета» на «Джамбори 2007» ребята учились работать с цифровой фото- и видеокамерой, снимали ролики, озвучивали их. А через день уже демонстрировали свои творческие работы на Поляне с помощью экрана и мультимедийного проектора. Инструктора «игрового активитета» обучали их игре фрисби, стрельбе из лука, учили ездить на квадрациклах (тележка с мотором на высоких колесах и с хорошими рессорами, очень удобная для передвижений по лесным дорожкам). Скауты, проходившие полосу препятствий, должны были пробежаться по бревну, над которым качались тяжелые мешки, набитые сеном, преодолеть огромную «паутину», не задев веревок, проползти через канаву, заполненную болотной жижей, взобраться на альпинистский стенд и проч. и проч. В «походе дружбы» ребята прошли 15 км до Сяргилахты. Они посетили живописные места, где снимались деревенские сцены фильма «А зори здесь тихие», попутно успешно справились со всеми поставленными перед ними задачами и возвратились в лагерь уже другой дорогой.
В рамках такого вида деятельности, как ориентирование, скауты соревновались в умении использовать карту и компас, быстро определять стороны света, искать в лесу тайники. «Костровой активитет» обучал ребят веселиться у костра. К сожалению, некоторые из предлагаемых на нем «кричалок» и игр оказались вытянутыми из запыленных кладовых языческих ритуалов. В связи с этим вспоминаются сцены из романа Голдинга «Повелитель мух», где попавшие на необитаемый остров мальчики подавляли в своей душе страх и заполняли в ней отсутствие веры в Бога исполнением общих ритуальных танцев. Многие подобные «кричалки» и ритмичные движения используются и в тоталитарных сектах.
Во время «водного активитета», ребята учились плавать на различных видах судов (шлюпка, катамаран, каноэ, каяк, парусная лодка), а также строить плавсредства из подручных материалов. Старшие скауты летали на парапланах.
Воспитание игрой
Осенью 2006 года организаторы «Джамбори 2007» предложили нашему Духовно-просветительскому православному центру во имя прп. Александра Свирского возглавить на слете «исторический активитет». Вообще-то, надо заметить, что многочисленные иностранные слова в скаутском лексиконе особенно режут слух, поскольку в русском языке предостаточно слов для выражения самых различных и самых сложных понятий.
Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил благословил нашу работу по подготовке и проведению серии ролевых игр по истории Древней Руси. Мы встречались с Сергеем Воздвиженским, обсуждали сценарий и детали будущей игры. За основу был взят один из ранних периодов истории Руси – от Батыева нашествия до стояния на реке Угре, время собирания русских земель вокруг Московского княжества. Нам хотелось, чтобы ребята в процессе игры осознали, насколько важны для победы такие качества, как готовность к единению, смирение и послушание.
В игру мы ввели исторические персонажи – «татаро-монголов» и «шведов-католиков». «Шведы» были закованы в «железо» (картон) и должны были совершать натиск на восток, а «татаро-монголы», в отличие от оседлых русских, занимались только войной. «Русские» должны были «выращивать» хлеб, строить «города» и «храмы». Специально приглашенные специалисты по народным ремеслам учили ребят ткать, обрабатывать бересту, вязать кукол из тряпок и травы. Победить внешнего врага «русским княжествам» можно было лишь совместными усилиями. На случай полного разгрома одной из сторон было предусмотрено «оружие массового поражения» – меч-кладенец. Но получить его могли только те, кто сумел объединиться и разгадать послание на церковно-славянском языке.
Поскольку скауты на карельском слете были разделены на 7 подгрупп-лагерей (по 150-300 человек в каждом), соответственно и игр было проведено семь. То есть «исторические активитеты» проходили по очереди. В последний игровой день «татаро-монголами» по своему желанию стали этнические татары из Казани, а «Великое Литовское княжество» возглавили представители литовской делегации. Инструкторами они были со стажем (16 лет в скаутинге). Это и повлияло на ход игры – «шведы», «русские» и «литовцы» были объединены под энергичной рукой литовца Миколаса. Построенные в стройные фаланги, они окружили и почти полностью «уничтожили» во Владимире захватчиков города. Последний из них, уцелевший в битве получил от мастера игры карту с указанием, где искать меч-кладенец. Вещь эта была объявлена поистине смертоносной. Поражал меч и того, кто его находил. С «отнявшимися от радиации» ногами, парень, нашедший условное оружие (как оказалось, мусульманин), прополз по заваленному валежником лесу, порвав штаны, и благополучно передал найденное оружие последней «ордынке», спрятавшейся от нападавших в высокой траве. После этого самоотверженный «татаро-монгол» отправился сдавать зачет по истории, а вернувшиеся оттуда его собратья обнаружили, что кладенец уже появился и у «русских». Две команды игроков сошлись на берегах «Волги». Битва закончилась заключением мира. Все оружие и доспехи были брошены в один большой костер.
В наших играх было и так, что вся земля оказывалась под тяжелым гнетом завоевателя и так, что «русские», объединившись, разбивали их. Поскольку роль Литвы в истории России велика, мы стремились, чтобы эти страницы истории как-то отложились в памяти участников наших игр. И то, что один из зачетов по истории у скаутов принимал доктор исторических наук и человек верующий – один из скаутских руководителей, думаю, помогло ребятам закрепить свои знания по истории Отечества. Кстати, в Мурманске скауты собираются при Свято-Никольском кафедральном соборе, и возглавляет их бывший инструктор по туризму иеромонах о. Иоанн.
Приучали к дисциплине следопытов, увы, и несчастные случаи. Однажды во время игры подростка укусила змея. Парень, вопреки предупреждению мастера игры, надел не сапоги или ботинки, а полукеды, и в какой-то момент у него заболела пятка. Сняв обувь, он увидел две точки-дырочки. Врач подтвердил, что это укус змеи. Однако змея, видимо, оказалась неядовитой (хотя на Поляне видели именно гадюк), либо случилось чудо. Нога не распухла, и на следующий день пострадавший скаут был отпущен из стационара.
Какого ты духа?
Участникам «Джамбори» строго запрещалось употреблять спиртные напитки и курить. Взрослые курильщики изгонялись за территорию лагеря, однако соблазны современного мира проникали в среду юных следопытов. Особенно донимала громкая низкопробная музыка, с невразумительными, а порой и скабрезными текстами, постоянно звучавшая на игровом поле. Даже на прощальной церемонии, после спетой Сергеем Воздвиженским под гитару лирической песни «Алые паруса», зазвучала несколько разухабистая песенка о моряке, который «слишком долго плавал» «Мне теперь морской по нраву дьявол…», – весело пели девушки в тельняшках, извивавшиеся на плавающей сцене.
На линейке закрытия лагеря ОРЮРовец из Санкт-Петербурга в красивой форме срубил высокий флагшток. Вслед за этим все двести человек прошли мимо, и каждый вонзил топорик в оставшийся пенек-черенок со словами «до следующего лагеря». Это одна из традиций скаутов. Вообще-то у каждой следопытской организации свои традиции, но есть и общие. На каждой лагерной линейке исполняется гимн России и особенно часто звучит скаутский гимн «Будь готов!» («Будь готов, разведчик, к делу честному»). Совершается и краткая ежедневная молитва «Господи, помоги мне сегодня стать лучше, чем вчера». Есть у организации и своя особая форма и свои законы. И здесь особенно важно со стороны взрослых не превратить скаутинг в своего рода секту.
Во время слета ребята обучались народным танцам, а добровольцы – еще и классическим. Культурная программа скаутского слета закончилось красочной Петровской Ассамблеей, для которой участники кроили костюмы и немыслимые бальные платья из полиэтилена. На встречу с ребятами приехали актеры, снимавшиеся в фильме «А зори здесь тихие» – Андрей Мартынов и Ирина Шевчук, а также исполнитель роли старшины Васкова в одноименном китайском сериале. И пока актеры раздавали автографы, на сцене их сменил эстрадный певец Джигурда, певший подросткам страстную песню о «любви по-о… ррруски!!!». Его выступление профинансировало министерство культуры РК.
В целом, впечатления от «Джамбори-2007» самые хорошие. Мы имели возможность получить ценный опыт участия в подготовке и проведении очень хорошо организованного большого молодежного лагеря.
Прп. Паисий Святогорец говорил, что человек сам должен определиться, кто он – пчела, везде ищущая нектар, или муха, всегда находящая только гниль. Дай Бог, чтобы такая форма воспитания, как скаутинг, давала только добрые плоды. Чтобы в Карелии появилось молодое поколение, впитавшее с детства любовь к труду, Родине и Церкви.
Священник Виктор ЗАРОВНЯЕВ, 2007 год