Вечные ценности
В предпраздничный день, 3 ноября, в Петрозаводске прошел Республиканский Гражданский форум, обсудивший проблемы преодоления в обществе духовно-нравственного кризиса. На нем была выработана единая стратегия органов власти Карелии и институтов гражданского общества по воспитанию и защите общественной морали и нравственности и обсужден проект «Основных направлений государственной политики по духовно-нравственному воспитанию населения Республики Карелия до 2020 года»
Из выступления Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила на Республиканском гражданском форуме
Говоря о вечных ценностях и необходимости безусловного признания их наличия, стоит иметь в виду такую принципиальную вещь: мы, люди, призваны к особой уникальной ответственности, как за наше существование, так и за бытие всего мира, к ответственности перед Всевышним, благодаря Которому мы и существуем. Мне хотелось бы подчеркнуть, что, таким образом, этот принцип ответственности побуждает говорить о человеке как о носителе великого, таинственного и динамического феномена, который называется жизнь. И эта жизнь есть, безусловно, одна из вечных ценностей, едва ли не средоточие всех ценностей. Жизнь всегда ставит нас перед необходимостью как-то ее прожить, как-то ее осуществить. И вот здесь очень важно помнить об ответственности каждого разумного человека. Принцип ответственности, будучи осознан таким образом, заставляет человека относиться к своей жизни как к драгоценности и одновременно думать о том, как осуществить ее так, чтобы ценность жизни, которую он готов признать, стала достоянием и окружающих его людей. Потому что не секрет, что существует определенный и изначально неизбежный разрыв между тем, что мы готовы признать, и тем, что в действительности присутствует в нашей жизни.
Если это понимание ответственности всех и каждого за жизнь и ее качество нам понятно, и если принцип такой ответственности за свое существование мы готовы на себя принять, то тогда жизненные ценности, безусловно, становятся руководством к действию. Тогда они выступают мерилом состоятельности, адекватности нашего существования.
С другой стороны, так поставленный вопрос, заставляет думать и о том, что, увы, существует риск сорваться в иную форму существования, которая неадекватна ценностям, и которая ценности разрушает. Следовательно, жизнь как фактор непрерывного созидания ценностей, в котором и сама жизнь предстает как верховная и абсолютная ценность, должна быть признана довольно сложной реальностью, которой еще нужно учиться. Принцип ответственности за динамику нашей жизни предполагает, что мы не имею права судить других. Мы можем только содействовать тому, чтобы вечные ценности, которые мы признаем, становились достоянием других.
Этический принцип «Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе» который сформулирован в Евангелии, в Нагорной проповеди – есть путь к совершенству. Оно прямо поставлено в зависимость от заповеди Христа Спасителя «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен». Евангельское слово побуждает нас руководствоваться исключительным нравственным бескорыстием и при этом уже деятельно созидать ту реальность, которая является для нас весьма желательной.
Древние утверждали, что человек должен жить столько лет, сколько раз он первому встречному смотрел в лицо ясно, четко и хотел поцеловать его душу. Очень важно здесь говорить о доброте.
Давным-давно исчезла триада, о которой говорит мудрость: «точность, красота и доброта» — точность ушла к наукам, красота ушла к искусствам, а доброта осталась висеть в воздухе. Порой, кажется, что добрых людей, к сожалению, становится все меньше и это не потому, что доброта не нужна, а потому, что нам некогда о доброте думать. Скорость, с которой мы делаем то, что делаем, гораздо больше, чем скорость, с которой мы соображаем, зачем это делаем.
Я думаю, что вопрос вечных ценностей связан с выработкой универсальных принципов, связывающих нас со Вселенной и позволяющих нам существовать в этом очень недружественном мире. Чем выше степень недружественности мира, тем активнее доброта должна стягиваться к центру и создать то ядро, которое защищает человека от любых внешних влияний. Потому-то древние утверждали: чем выше степень и грани доброты человека, тем легче ему не просто выжить, а найти сочувственную душу в этом сложном мире
Вечные ценности имеют прямое отношение к ощущению вечности. Трагедия нашего мира и нашего времени в том, что исчезло ощущение вечности – вечной, неизменной духовной основы, Завета, данного Богом. Исчезло это ощущение — и люди оказались в каком-то безсистемном пространстве, утратили точку опоры и, как неприкаянные, мечутся и не поймут, что с ними происходит.
Для разумного человека нужна духовная основа, ощущение вечности. Человек так и останется бездомным, отчужденным, неприкаянным, если он не ощутит, что сверх его бытия, сверх этого видимого мира есть мир невидимый, истинно сущий.
Далее – понятие единства всего человеческого рода. Понимание этого особенно важно и актуально именно сейчас, когда мы живём в столь тревожном мире, со стремлением разделения во всём и везде. Вот такой парадокс. Каждая личность, каждый народ имеет свое предназначение, свою судьбу. И ни один народ нельзя ущемить без ущерба для всех других народов. Наш философ Владимир Соловьев (который открыл учение о Всеединстве, оно называлось «индивидуализация любви») говорил: «Идея нации не то, что она думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в вечности». Бог каждому народу дал свою миссию, свое место, свой Путь.
Единство возможно только тогда, когда ты уважаешь в другом человеке личность, в другом народе его неповторимость. Это очень важно понять. Поэтому не надо спорить, кто лучше, кто хуже. Не нам об этом судить. Каждому назначен свой путь.
Древние говорили, что в миге заключена вечность, в зерне — Вселенная. Каждый человек микромир, микрокосмос. ...На протяжении всех веков, с самого начала основой человеческого бытия являлась религия. Религия есть процесс развития человека, его духовной жизни. Религиозный дух — самая влиятельная сила в жизни любого человека, будь он верующим или неверующим. В любом случае человек верит — или в то, что Бог есть, или в то, что Бога нет.
Религия, исповедуемая человеком, есть отражение его сущности, его мыслей, желаний, стремлений. Религия, которую исповедуют народы, то, как они относятся к Богу а, следовательно, так и Бог относится к ним, становится отражением исторической эпохи.
Любая религия совершенно точно показывает уровень мышления человека, который ее исповедует. Цель его жизни и деятельности ясно проявляются в возносимых им молитвах, а приносимые им жертвы раскрывают суть его внутреннего духовного мира. Поэтому степень религиозности человека и уровень его цивилизованности соответствуют друг другу. То, что мы построили самолеты и ракеты, еще не означает, что мы добились верха цивилизованности. Цивилизованным может быть человек, живущий в деревне, в совсем простых условиях.
Таким образом, всегда, когда мы ведем разговор об основах цивилизованности, об основах культуры, о вечных ценностях, нам необходимо говорить о религии и религиозной философской мысли, и об их бесспорно положительном влиянии на жизнь людей.
Говоря о религии, мы не можем не упомянуть важнейшее понятие – понятие духовности – духовности мира, человека, личности. Духовность – это стремление, влечение человека к вечным ценностям; это способ человеческого существования, это возможность не только видеть окружающий физический мир, но и прозревать и ощущать мир духовный, мир инобытия. А он реален. Это основа преемственности поколений, поддержания человеческого способа жизни.
Сегодня, к сожалению, мы видим духовный кризис личности - это утрата смысла и цели жизни. Острота вечных вопросов не зависит от возраста, однако для молодых людей их неразрешенность чаще всего приводит к глубокому психологическому кризису личности.
Примеры. Исследования психологов (В. Франкл) свидетельствуют, что потеря смысла жизни является одной из главных причин суицидов. Э. Эриксон, например, определяет духовный кризис восемнадцатилетних как конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием. Простое изобилие не является условием преодоления духовного кризиса человека в любом возрасте. Эта проблема, в решении которой во многом преуспевала западная психология (В. Франкл), проблема утраты людьми смысла жизни, явилась «достоянием» не какой-либо страны или группы стран, а распространилась практически на все континенты земного шара. Особенно глубоко она проникает туда, где обостряются социально-культурные и политические противоречия, что характерно для современной России.
Духовность является ценностным основанием воспитания личности. В настоящее время вопрос формирования духовного развития человека очень актуален. Нужно решать проблему воспитания человечности, которая плодотворно может быть разрешена с позиции идеалистической концепции человека.
Все, что нас окружает, семья, животные, природа – это и есть тест на нравственность. Нравственность – это самая органичная категория, составная нашей души. Нравственность – это как музыкальный слух, чутье на духовные ценности, непременное условие сохранения человека человеком, нормальное взаимоотношение между людьми, народами.
Нравственные нормы – это форма нравственного требования, определяющая, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации; это – правило, носящее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков людей.
Нравственные нормы – это эталоны, стереотипы и идеи о правильном и неправильном поведении, распространенные и разделяемые членами общества, выражающиеся в привычках и обычаях, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие.
Вечные ценности – это основа нашей жизни, это стремление человека к совершенству, заповеданное нам Богом, это доброта и ощущение вечности, стремление к единению и религиозности, духовности и нравственности.
2007 год.