В Карелии с каждым годом увеличивается количество православных часовен, которые с усердием строят местные жители. Недавно одна из часовен – Троицкая – была построена в деревне Водла, расположенной в 80 км от г. Пудожа.
О происхождении д. Водла и других деревень «малой» ее округи сохранились скудные сведения. Народное предание упоминает только имена Насона и Богдана. В отличие от деревни Вирозеро, история которой известна благодаря исследовательской деятельности И.С.Полякова, можно предположить, что д. Водла и остальные деревни «малой» округи были основаны приверженцами старой веры на позднем этапе старообрядческой колонизации Русского Севера.
Место это было удобным в нескольких отношениях. Оно находилось в наибольшем удалении от приходских церквей Водлозерского и Корбозерского погостов. К тому же в наличии здесь поселений, прежде всего, были заинтересованы именно старообрядцы Выгореции (1694-1844г.г.) для транспортировки своего хлеба с приобретенных ими в Каргополье земель. Старцы из Выгорецкого монастыря могли предложить трудникам (своим добровольным помощникам) поселиться на реке Верхняя Водла, чтобы холостая молодежь могла брать жен из деревень Корбозерской волости.
Согласно «Списку населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год» деревня Водла была центром крохотной сельской округи (малой округи) Водлинского общества Корбозерской волости Пудожского уезда, насчитывающей всего четыре деревни. В Водле находилась церковь и земское училище. Церковь была построена в 1913 году на острове реки Водла (сгорела в 1998 году). Именовался храм по названию часовни (судьба ее неизвестна). Часовня во имя Святой Живоначальной Троицы была построена в д. Водла в 1880 году усердием местных жителей. Богослужение в ней было предписано отправлять в день Святой Троицы и 1 января (14 января по н. ст).
В 30-х годах службы в церкви прекратились. Старинная деревня выжила благодаря созданию Водлинского леспромхоза и строительства одноименного поселка Водла в 1963 году. Жители деревни по прежнему посещали храм, оставшийся без священника и до сих пор сохранились воспоминания о престольных праздниках в деревне (Троица и 1 января). Со временем местные жители и те, кто покинул умирающую деревню и поселок, стали устраивать «праздники» на кладбище поселка Водла.
Тяга местных жителей к своему духовному наследию натолкнула местную интеллигенцию на мысль о приобщении людей к православной культуре. Однажды во время очередной экскурсии в этнографическом школьном музее п. Водла ко мне обратился плотник поселка Юрий Комиссаров. В беседе с ним угадывалось желание построить часовню, воплотив в ней свое умение плотницкого ремесла.
25 января 2006 года по просьбе жителей деревни и поселка Водла было получено благословение Высокопреосвященного Мануила, Архиепископа Петрозаводского и Карельского на строительство часовни. 26 июня того же года настоятель Колодозерского храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Аркадий освятил место под ее строительство. За возведение часовни в свободное от работы время взялись братья Юрий, Игорь, Виктор, Геннадий и Владимир Комисаровы, до этого не владевшие навыками церковного строительства. Но желание и Божья помощь помогли трудолюбивым братьям освоить новые приемы. Активно помогали им в возведении часовни местные жители, краеведы и учащиеся местной школы. И можно сказать, что новая деревянная часовня была построена усердием деревенских жителей с помощью ООО «Пудожпромлес». 26 мая 2007 года была совершена предпраздничная литургия и богослужение в день праздника Святой Троицы с крестным ходом. Сорок шесть жителей деревни и поселка Водла пожелали креститься.
Может возникнуть вопрос: а нужны ли часовни в умирающих деревнях и поселках? Количество людей, которые присутствовали в день освящения места под строительство часовни, в праздник Троицы и на крещении, ясно свидетельствовало о желании жителей приобщиться к вере и православной культуре. Велика роль в этом священника Аркадия Шлыкова. Участвующие в Божественной литургии прихожане чувствуют его искреннее служение Богу, людям и его доброту. Теперь в Водле будут проходить службы, значит, есть надежда, что русская деревня и поселок – наши родные места будут жить.
Татьяна ГРИБКОВА