В первое воскресенье Великого поста Церковь отмечала Неделю Торжества Православия

Фотографии:

16 марта, в первое воскресенье Великого поста, Церковь отмечала Неделю Торжества Православия. Праздничную Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе возглавил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

В этот день из алтаря соборного храма для поклонения верующих была вынесена святыня – мощевик с частицами более 30-ти мощей святых, доставленных в Петрозаводск в юбилейном с начала христианизации Карелии 2007-м году.

В своей проповеди Архиепископ Мануил говорил о чине Торжества Православия как о церковном установлении, уходящем своими основаниями в самую глубокую древность – первые века христианства. «Мы имеем икону, на которой запечатлен Лик Христа. По преданию Господь оставил свой Лик на убрусе, который был послан Авгарю. Но надо постоянно помнить, что мы поклоняемся святым образам Христа Спасителя, Матери Божией, святым угодникам Божиим, которых прославила Церковь в лике святых, но почитаем с вами только Бога. Почему сказано: Господу Богу одному поклоняйся и Ему одному служи. Многие сектанты обвиняют православных в идолопоклонстве. Мы не иконам поклоняемся, мы иконы почитаем, а поклоняемся изображенным на иконе – Господу Спасителю, Пречистой Божией Матери, потому, что икона есть место особого присутствия Божиего на земле. Вот почему есть много чтимых и чудотворных икон, особенно в последнее время иконы мироточат, а некоторые и кровоточат для нашего назидания, возвещают о том, что на нас скоро грядет…»

Торжество Православия, служащее праведным судом для вразумления коснеющих в нераскаянии, для всех истинных членов Церкви весьма поучительно и утешительно. Почти 100 лет (с 726 по 787 г. и с 813 по 843 г.) в Византии велась жестокая борьба между почитателями и противниками икон. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Пресвятой Богородицы и святых, обвиняли православных в поклонении тварному созданию – иконе. Иконы уничтожались, терпели надругательства, а почитавшие их преследовались и принимали мученическую смерть.

В 787 году царицей Ириной был созван VII Вселенский Собор, на который явились 367 святых отцов. Они собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание – это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. В 843 году в первое воскресенье Великого поста на службе в Софийском соборе Константинополя почитание икон было торжественно признано православным, а иконоборчество – ересью.

Так появился особый праздничный чин Торжества Православия, когда Церковь возглашает главные догматы, ею исповедуемые, и молится об обращении заблуждающихся и о сохранении своих чад в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и возглашает вечную память тем, кто до смерти остались в послушании Церкви, особенно же святым защитникам Православия. В молебном пении Святая Церковь восклицает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!»

Во всенародных восклицания отлучения и благословения, ежегодно во дни Великого поста повторяемых в продолжении многих столетий, православные христиане слышат непререкаемое свидетельство Божественной и спасительной истины, хранимой Церковью, к которой они принадлежат. И вместе с этим свидетельством приемлют благословение Божие для неизменного хранения Православия. Для истинных чад Церкви Торжество Православия назидательно и утешительно и как выражение высокого благоговения потомков к священным преданиям православных своих предков. Особенно назидательно и утешительно для соблюдающих правила веры и благочестия – постящихся и кающихся.

Чин Торжества Православия сколько поучителен, столько и действен. Действенность благословения и отлучения, произносимых Церковью, заключается, по обетованию Божию, во всемогущей силе Слова Божия, которое, как говорит апостол Павел есть «живо и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслием сердечным» (Евр. IV, 12).

2008 год

Новости