30 октября исполняется 100-лет со времени уничтожения Петропавловского и Воскресенского соборов

К 100-летию уничтожения главных храмов ансамбля Соборной площади г. Петрозаводска: Петропавловского и Воскресенского соборов предлагаем Вам статью известного архитектора Елены Ициксон, опубликованную в журнале Лицей за 2003 год:

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ: УТРАЧЕННЫЙ АНСАМБЛЬ

На многих старинных фотографиях и открытках с изображением Петрозаводска мы видим группу красивых соборов, словно поднимающихся друг за другом по прибрежному склону Онежского озера к центру большой площади, которая так и называлась - Соборная.

Ее архитектурный ансамбль, создававшийся в течение 90 лет, завершился в 1872 году возведением Святодуховского собора, проект которого разработал губернский архитектор Василий Тухтаров. Соборная площадь застраивалась по первому, официально утвержденному в 1785 году плану Петрозаводска. В соответствии с этим планом на ней должны были разместиться Главное народное училище (впоследствии - губернская гимназия), духовная консистория, дом епископа и новый кафедральный собор. В общую композицию были включены существующие деревянные церкви - Петропавловская и Духовская, а также "березовая роща, насажденная государем императором Петром Первым" и сохраняемая на генеральном плане Петрозаводска как мемориальный элемент в честь основателя Петровских заводов.

Главное народное училище построено в 1790 году. Однако прежде, чем продолжать формирование Соборной площади, необходимо было освободить место от старых и ветхих зданий, в большинстве своем относящихся еще ко времени Петрозаводской слободы. В реестре, представленном в 1791 году городским комендантом генерал-губернатору Тутолмину, показано более 100 домов, подлежащих сносу. Тутолмин, чтобы ускорить процесс расчистки территории будущей площади, даже предложил выдавать денежное пособие хозяевам и владельцам для постройки новых домов взамен сносимых.

Соборная площадь, как и все площади периода классицизма, имела не только правильный план, но и простейший план, что характерно для классического понимания архитектурных форм. Четырехугольная площадь, по периметру обстроенная двухэтажными зданиями, среди которых духовная консистория, мужская и женская гимназии, ремесленное, городское и приходское училища, Николаевский детский приют, раскрывалась на пойму Лососинки и сердце города - Александровский пушечно-литейный завод.

Городские площади в то время почти всегда были довольно большого размера: так Соборная более чем в полтора раза превосходила Круглую, имея габариты в плане примерно 150 х 200 метров. В размахе ансамблей начала XIX века выражались сила и величие Российской империи. Однако, создавая громадные площади, мастера классицизма не нарушали предельных соотношений между их глубиной или шириной и высотой застройки. Вертикаль пятикупольного Святодуховского собора, выступив почти на середину пространства обширной площади, сделала ее пропорциональной и гармоничной. В то же время громада собора соединила в один грандиозный ансамбль две площади городского центра (Круглую и Соборную) и главную улицу (Мариинскую). Этот ансамбль, обращенный к Лососинке, по своим масштабам приближался к петербургским и очень хорошо обозревался при отсутствии высокой растительности на бульваре и в пойме реки. Именно в это время объемно-пространственная организация Петрозаводска достигает своего апогея - город приобретает индивидуальный образ и выразительную панораму.

К сожалению, в настоящее время и панорамой, и силуэтом, и завершенной Соборной площадью мы можем любоваться только по старым фотографиям. Безусловно, разрушение в 1936 году кафедрального собора, а еще ранее - в 1924 году - уничтожение соборов Петропавловского и Воскресенского, явилось катастрофическим для города. С исчезновением своих главных пространственных ориентиров и высотных доминант Петрозаводск в значительной мере утратил своеобразие, а Соборная площадь исчезла как городской ансамбль. Оказалось, что она, нынешняя площадь Кирова, слишком просторна, свободна, и окружающая ее двухэтажная застройка, когда-то "аккомпанирующая" собору, словно разбежалась в стороны.

В 1946 году пытались поставить на месте кафедрального собора Дом правительства Карело-Финской ССР, даже проводился всесоюзный архитектурный конкурс, который дал несколько интересных предложений. Победителем его стал Дмитрий Масленников - архитектор, возглавлявший с 1945 по 1952 годы Управление архитектуры республики. Масленников, хорошо зная градостроительную ситуацию и историю Петрозаводска, предлагал поставить на площади Кирова достаточно большое и интересное по силуэту здание, в какой-то степени заменявшее утраченный собор. Но этому проекту по неизвестным причинам не суждено было осуществиться.

В 1955 году на площади Кирова по проекту архитекторов С. Бродского, А. Максимова и Е. Чечика был построен Музыкально-драматический театр. Здание театра оказалось не в состоянии организовать столь большое пространство, потому как и поставлено не на том месте, где стоял собор, и высотой не вышло.

Впоследствии проводился не один конкурс на застройку площади, не одно поколение архитекторов пыталось новыми средствами воссоздать утраченную гармонию - тщетно: новый ансамбль не получается. А площадь Кирова хороша своими просторами для демонстраций, праздников и ярмарок, на которые смотрят дошедшие до нас из старых времен здания: две бывшие гимназии да два бывших училища.

Елена ИЦИКСОН, архитектор,

Лицей №3; 2003 г.

Новости