6 июня, в день рождения величайшего русского поэта и писателя, создателя русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина, у памятника поэту была совершена панихида. Ее отслужили наместник Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Иоанн Тереняк и священник соборного храма Павел Лехмус.
Памятник А.С. Пушкину (автор гранитного монумента – скульптор Г.А.Шульц) был установлен в 1966 году в исторической и культурной части Петрозаводска – в нескольких метрах от закованной в гранит, нарядной, но давно уже ставшей для горожан чужеродной по своему духу, городской набережной. Присутствие его отмечено в топонимике города в названии улицы – Пушкинской. В небольшом тенистом сквере рядом с достопримечательностью города – старым зданием Публичной национальной библиотеки, памятником республиканского значения, стоит погруженный в думу поэт. Он словно остановился на мгновенье, прислонившись к гранитному парапету. Со сложенными на груди руками пристально всматривается он в движущуюся мимо него толпу. И ты словно слышишь знакомые строчки, с трудом прорывающиеся сквозь шум дороги, заполненной машинами:
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет тень
И сон, дневных трудов награда, –
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток...
«Спросим же мы свое русское сердце, – говорил в своем слове перед панихидой о Пушкине в 1899 году митрополит Антоний (Храповицкий), – что оно чувствует при чтении бессмертных творений нашего поэта? Думаю, что с нами согласятся все, если мы скажем, что стих Пушкина заставляет сердце наше расширяться, сладостно трепетать и воспроизводить в нашей памяти и в нашем чувстве все доброе, все возвышенное, когда-либо пережитое нами…»
Размышляя об исключительном свойстве художественного таланта великого поэта, в творениях которого «читатель узнает свои собственные душевные настроения, свои колебания, свои чаяния», Владыка указывал своим современникам, прежде всего, на внутреннее саморазвитие Пушкина. «Падавшего, боровшегося и кающегося», но нашедшего путь «к самой немодной в то время православной вере, которую даже в богослужебных книгах не дозволено было называть православной, а только греко-российской».
Как это поразительно созвучно с нашим временем, кипящим всеми мыслимыми не мыслимыми страстями! Ныне тема духовного возрождения самая важная для выживания русского общества. И разве не призывает нас великий Пушкин искать Святую Русь, раскрывая в своих сладкозвучных стихах и прозе, как говорил митрополит Антоний, «не правовые, но нравственные устои жизни»?! Нам только необходимо его услышать, чтобы преодолеть ложные, опасные и греховные пути, на которые нас постоянно стараются увести, и на которые мы сами с превеликим удовольствием сворачиваем.
Не об этом ли напомнил горожанам традиционный народный праздник у памятника Пушкину в день памяти великого поэта?!
Ольга АНДРЕЕВА