Возрождение веры – возрождение края. 14 августа - праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Фотографии:

14 августа Русская Православная Церковь чествует праздник Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня (в народе этот праздник называют медовым Спасом). В этот же день православные петрозаводчане торжественно отметили 18-ю годовщину архипастырского служения Архиепископа Мануила на Карельской земле.

Праздничную Божественную литургию Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил в Александро-Невском кафедральном соборе. В нем собрались православные верующие Петрозаводска, чтобы почтить молитвой церковный праздник и поздравить с юбилеем своего архипастыря, побуждающего их сердца к духовной жизни.

В своей проповеди Архиепископ Мануил сердечно поздравил богомольцев с праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. «О Кресте, – сказал он, – с одной стороны, говорить легко, потому что Крест является символом жизни нашей, Крест – смысл христианской жизни. Мы с вами на груди носим нательный крестик, который ограждает нас от воинства лукавого. Крест украшает церковное здание. С другой стороны о кресте говорить сложно, потому что тайна Креста есть тайна Церкви. Как сказал один подвижник, крест есть воля, способная на добровольное страдание. Господь пострадал за нас, чтобы избавить нас от греха, и мы с вами должны следовать по пути спасения».

Нынешним летом, 4 июня, Карелия торжественно отметила 180-летие со дня выхода в 1828 году Указа Священного Синода об открытии Олонецкой епархии. За свою многолетнюю историю наша епархия, находящаяся на северо-западных рубежах России, вписала лучшие страницы в духовную летопись древнего Олонецкого края. Целый сонм святых просиял здесь, стяжав нетленную славу Карельской земле. Вместе со своим народом Епархия пережила все выпавшие на его долю беды и нелегкие испытания. Но в 1949 году ее исторический путь прервался. Лишь спустя полвека, 18 лет назад, Карельский край вновь обрел своего епископа, и история древней Олонецкой епархии возобновилась. За этот небольшой период возрождения епархии было сделано многое для духовного возрождения Карелии.

14 августа 1990 года в старинном Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска была совершена архиерейская хиротония (рукоположение) епископа Петрозаводского и Карельского Мануила. Это была первая хиротония во епископа, которую совершил только что избранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вне стен Москвы.

Начало святительской деятельности Владыки Мануила было положено в неблагоприятной обстановке. В 90-х годах прошлого столетия на обширной территории Карелии действовало всего 5 православных общин. От сотен прекрасных деревянных и каменных церквей и часовен, архитектурой которых до сих пор восхищался мир, остались только развалины. Получив полностью разоренное наследство, Владыка Мануил положил немало сил на восстановление в Карелии полноценной богослужебной жизни.

За прошедшие годы в республике были образованы около 70 приходов, освящено более 40 новопостроенных и восстановленных храмов и часовен. Святительская деятельность Владыки Мануила отмечена и тем, что именно его стараниями Православной Церкви возвращены многие из уцелевших в Карелии храмов. Народ стал постепенно возвращаться к утраченному отеческому достоянию. Но сегодня храмы наполняются огромной массой людей невоцерковленных, почти ничего не знающих о религии. Это усиливает архипастырские труды по восстановлению религиозных начал жизни и православных устоев. В последние годы в Карельском крае активно возрождаются храмы и древние монастыри.

Епархия не остается в стороне от самых острых проблем общества, особенно нуждающегося сегодня в возращении к своим историческим основаниям. Растет ее миссионерская и социальная активность, восстановлена традиция церковного служения в больницах, домах престарелых, местах заключения и воинских частях.

С честью и достоинством осуществляет Петрозаводская и Карельская епархия высокую миссию, выполняя свой долг перед Церковью и Отечеством. Имея заступничество Собора Карельских святых и сонма новомучеников, в земле Российской просиявших, чтимые чудотворные иконы и другие святыни, достойно, с самоотверженным рвением продолжает она служить родному краю, свидетельствуя о непреходящей красоте и истине Православия.

За пастырскую ревность Архиепископ Мануил награжден церковными орденами – св. равноап. Кн. Владимира III степени и прп. Сергия Радонежского II степени. В 2005 году, когда православная Карелия праздновала 15-летие возрождение Петрозаводской и Карельской епархии, деятельность Архиепископа Мануила была отмечена высокой государственной наградой Российской Федерации – орденом Почета. Его архипастырский труд отмечен также «Орденом Дружбы», золотой медалью Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность».

2008 год.

* * *

Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

В праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, по принятому в Православной Церкви уставу совершается освящение воды. Честный Крест выносится накануне во время утрени и переносится с престола на середину храма архиереем или священником. Крест убирается благовонными цветами.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю чудесных знамений от икон Спасителя, Пречистой Богоматери и Честного Креста во время сражения св. благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами, в котором враги были побеждены.

В 1164 г. Владимирский князь Андрей Георгиевич Боголюбский ополчился против казанских болгар и мусульман. В полках Великого князя Андрея всегда была икона Богоматери с предвечным Младенцем и честный крест. Два пресвитера в священных облачениях носили эту святыню. Перед началом сражения Великий князь со слезами молился пред св. изображениями и причащался Св. Таин, а по его примеру и повелению молились и все воины. Поцеловав икону и крест, все безбоязненно выступали против врагов.

В одно время с Великим князем Российским на брань против персов – сарацин вышел бывший с ним в мире и любви греческий император Мануил (1143—1180), в войске которого находились иконы Спасителя, Богородицы Силуамской и крест. В день битвы, 1 августа, по окончании победы Великий Русский князь вместе с воинством своим сподобился видеть чудесное осеяние помощью Божией. Светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери покрывали светом своим все ополчение. Это видение еще более воодушевило мужеством Российское воинство, так что оно, обратившись опять против врагов, совершенно разоряло их силу и покорило России их города. Впоследствии оказалось, что и император Мануил, вышедший с войском против сарацин, в тот же день,–1 августа, видел подобное знамение от иконы Спасителя и Богоматери и также одержал победу над врагами.

Возвратясь на место битвы, где Владимирская пехота стояла вокруг греческого образа Богоматери, привезенного из Вышгорода. Андрей, пав пред св. иконою, со слезами благодарил Господа и, желая сохранить память этой важной победы, установил особенный праздник.

Русский князь и греческий царь возвестили друга другу о своих победах над врагами помощью Божией, и о виденном от образа Спасителя чудесном сиянии. Оба прославили Бога, и, после совета со своими святителями, по благословение Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа празднество благодарности Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери за одержанные победы. В летописи это празднество названо «вседержителевым днем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже милости Божия празднуема и Пречистой Его Материи честного креста происхождение».

Празднество победы в 1-й день августа названо Происхождением или Исхождением и соединено с водосвятием, без сомнения, от древнего обычая, когда в Константинополе в течение первой половины августа обносили честный крест по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших город в это жаркое время года. Для этого в навечерие 1 августа приготовляли крест на св. престоле Софийской церкви, откуда потом износили его для поклонения народу и обносили по городу до дня Успения Богородицы. Этот обычай Греческой Церкви в соединении с другим – освящать в придворном Константинопольском храме воду в 1-й день каждого месяца, исключая января, когда водоосвящение совершается 6-го числа, и 14 сентября, и послужил основанием наименование праздника и водоосвящению в этот день.

В день Происхождения честных древ креста православными воздается обычное поклонение животворящему кресту, какое установлено в день Воздвижения. С этого дня Церковь начинает приготовлять нас к празднику Воздвижения, поя на утренях ирмосы: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом чермное пресече» и проч.

В день праздника, 14 августа, совершается освящение меда и цветов, т.н. первый медовый Спас, «Спас на воде», «Мокрый Спас». Народ окрестил этот праздник медовым Спасом – к этому времени пчела переставала доставлять мед, и можно было выламывать соты, а значит, и попробовать мед нового сбора.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, празднуемый 19 августа. Третий – перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Господа – 29 августа. Три этих праздника соединяют собой Успенский пост.

Успенский пост – строгий: вкушение рыбы по уставу разрешается лишь 19 августа – в день двунадесятого праздника Преображения Господня. Но для мирян, особенно для жителей Севера, сделано исключение: рыба разрешается во се дни поста, кроме среды и пятницы.

 

 

 

 

 

Новости