В Национальном парке «Водлозерский» трудилась и отдыхала экспедиционная группа воспитанников Духовно-просветительского Центра во имя прп. Александра Свирского

Фотографии:

...Водлозерье... – святая земля, хранящая первозданный от сотворения образ, завещанная нашим предка. Они наследовали эту землю, возделывали и хранили ее на протяжении веков... Водлозеро – острова, десятки островов. И среди озерных вод, среди некошеных трав то здесь, то там видны чернеющие срубы домов, покосившиеся часовни и, наконец, как образ древнего Китежа, наплывает силуэт Ильинского храма на крошечном островке…

В середине августа в Национальном парке «Водлозерский» трудилась и отдыхала экспедиционная группа воспитанников Духовно-просветительского Центра во имя прп. Александра Свирского Петрозаводска.

Новая встреча с Водлозерьем

Это был уже третий по счету визит, которого ждали с большим нетерпением обе стороны. Священник прихода деревни Куганаволок отец Олег Васильевич и Наталия Владимировна Червяковы – научные сотрудники парка и 11 смельчаков от 12 до 17 лет под руководством четверых молодых вожатых.

Первое наше знакомство с Водлозерьем состоялось еще в 2005 году во время совместной смены традиционного для парка лагеря «Калипсо». Отец Олег предложил тогда организовать самостоятельный лагерь на базе деревни Варишпельда. Не откликнуться было не возможно. Следующим летом мы приехали вновь. А спустя год, благодаря материальной поддержке Министерства по связям с общественностью и религиозными объединениями, у нас появилась возможность вновь ступить на водлозерскую землю, ставшую для нас родной.

Отдых в Водлозерье всегда связан для нас со встречей с чем-то очень важным. В первый же день в личных вещах одного из членов экспедиции была внезапно обнаружена странная газетная статья: «В конце лета 2008 года из города П. экспедиционная группа молодежи в составе 15 человек выехала на территорию заповедника В. По поводу исчезновения группы никакой информации не было обнаружено. Сбор сведений о местонахождении экспедиции осложнен тем, что на территории заповедника в данное время нет никаких населенных пунктов (людям пришлось покинуть эти места еще в нач. ХХв.). Где сейчас прибывают эти отчаянные путешественники остается загадкой. Поиски пока продолжаются». Затем выяснилось, что путешественники оказались потерянными во времени, а их возвращение сопряжено с одним условием: «Нет в будущее никаких путей, пока не познано его лицо и нет корней».

Это, конечно, было всего лишь лагерное задание, но ведь мы на самом деле попали в «...затерянный в пространстве и времени остров первозданной жизни, все еще не поглощенный подступающим океаном цивилизации. Весь этот край с его вековечными лесами, пустынными островами и выветренными от времени крестами сродни призрачной, опустившейся в воды Атлантиде нашей ушедшей крестьянской цивилизации. Здесь на некошеные травы и на заброшенные могилы древних погостов опустилась тишина, и время здесь больше не властно, здесь царствует вечность»

В течение всей смены ребята предпринимали попытки заглянуть в прошлое родного народа, найти собственные корни. Изучали жития святых, историю края. Базировался наш лагерь в деревне Варишпельда, жителей которой можно сосчитать на пальцах одной руки: батюшка, матушка, Нина и ее сын Владик, да Николай. Ну и, конечно, конь Стрелок, лошадь Зорька, бычок Топа, козочки, овечки и черный кот Ника. Вот и все. И тишина, нарушаемая только такими же шумными, как и мы, путешественниками. Многие желали остаться в этом райском уголке, да никто так и не осмелился.

Деревня живет почти по монастырскому укладу. В ней всего два дома. Наш палаточный лагерь находился рядом с ними на возвышенности, рядом с местом, где будет построен храм Спаса Нерукотворного Образа. Нам довелось поучаствовать в его закладке. Выстроившись в цепочку, мы передавали с берега камни. Наш вклад оказался ничтожным по сравнению с тем, что было необходимо. Но и малую лепту Господь приемлет. А одному из нас даже посчастливилось приложить все свое старание в вырезании Поклонного креста для будущего храма.

Паломничество на Ильинский погост

В день Преображения Господня мы совершили паломничество в духовный центр современного Водлозера. Тот, кто раньше был на Ильинском погосте, стремился сюда с таким чувством, словно ему предстояла встреча с чем-то очень дорогим и близким.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. «Впервые Ильинский погост упоминается в «Жалованной грамоте» 1592 г. новгородского митрополита Варлаама. Выбор места был не случаен. Для водлозеров представить спасение возможно было лишь на уединенном острове. По этой причине исстари на острове дозволялось жить только священнику, диакону да причетникам храма. Еще селились здесь сирые и убогие, кто не имел семей и не мог трудиться в поле: одинокие вдовы, старые солдаты, инвалиды. Это был своего рода «приходской монастырь», который содержался всем дружным крестьянским миром Водлозерья.

Нынешний храм – третий по счету. Первый сгорел от молнии. Второй обветшал, и на его месте прихожане решили построить новый. В 1798 году местные крестьяне построили его всего за два летних месяца. С 30-х годов ХХ века погост был заброшен. Литургическая жизнь здесь была восстановлена только в 2003 г., в праздник Рождества Христова. В мае 2006 г. здесь собралась братия: иеромонахи (ныне игумен) Киприан и Власий, инок Василий (ныне иеромонах Илия) и послушник Михаил. А 23 декабря этого же года на Ильинском погосте был учрежден мужской монастырь – Ильинская пустынь. Началось возрождение традиций пустынножительства на Водлозере».

К встрече с древним Ильинским мы готовились, прежде всего, духовно: читали жития святых подвижников, беседовали с о. Олегом, даже устроили два часа уединения, чтобы посидеть в тишине на берегу озера, подумать о чем-то своем, сокровенном. Именно в таком состоянии ты упиваешься царящей вокруг тишиной, осознавая, что вырвался из водоворота городской суеты. В таком состоянии все заботы, как с высокой горы дома, видятся мелкими и ничтожными. Гуляя в тишине, ты можешь встретиться, наконец, и самим собой.

Безмолвие. А что это такое? Просто молчание, когда ты не разговариваешь ни с кем? Нет, оказывается. «Безмолвие» происходит от слова «молва», означающего «мятеж». И тут ты впервые начинаешь понимать, зачем нужна пустынь – уединение, тишина, безмятежное состояние.

К преподобному Диодору Юрьегорскому

Нашу экспедицию ожидало еще одно открытие – поход на Гостьнаволок, место, через которое когда-то в поисках уединения пролег путь прп. Диодора Юрьегорского – выходца из Соловецкого монастыря. Это был последний ученик прп. Сергия Радонежского. Святой положил начало пустынножительству на Водлозере, основал монастырь на Юрьевой горе – в самом глухом (и по сей день) месте на Русском севере.

Когда преподобный появился в деревне Гостьнаволок, местные жители стали опасаться, что он здесь останется, соберет братию и обоснует монастырь, и попросили его удалиться. Тогда прп. Диодор произнес пророчество, что место это будет пусто и свято. Так оно и вышло. В советский период на Гостьнаволоке пытались заниматься сельским хозяйством, но в итоге полуостров превратился в пустынное место, обдуваемое северными ветрами. Только когда здесь воздвигли часовню во имя прп. Диодора, все вокруг покрылось зарослями малины. Отслужили молебен преподобному, угостились малинкой. Сладко стало и на устах и в душе. Приняли участие юные путешественники и в освящении часовни святых Соловецких чудотворцев, сокрытой в тайге от человеческих глаз. Несколько дней подряд мальчишки ездили туда с о. Олегом устанавливать Поклонный крест. А затем, мы отправились к часовне на ее освящение. Высадившись на берег, каждый выбрал себе по камню для Поклонного креста, и мы двинулись в трудный путь, с чувством причастности к чему-то великому. «Так легко стало, как после исповеди», – сказал кто-то из ребят, когда важное дело было завершено.

Но почему часовня стоит так глубоко в лесу, окруженном болотами? Возможно, когда-нибудь, объяснили нам, здесь вновь будет восстановлена традиция пустынножительства. Невольно испытываешь трепет от осознания того, что твоей рукой, возможно, был заложен камень в основание будущей пустынной обители.

Побывали мы и на реке Илексе, где совсем недавно была восстановлена часовня св. прп. Сергия Радонежского. Место это называется Лапинаволок – «саамский берег», не жилое место. Здесь никогда не было постоянных поселений. Тогда зачем же здесь тоже построили часовню? Нам объяснили. Саамы – народ, живший рыбным промыслом. На этом месте была рыбацкая стоянка, сохранившаяся по сей день. Жизнь людей когда-то была неразрывно связана с Богом. Они освящали молитвой все дела своей жизни, и рыболовецкий промысел не был исключением.

Мы прибыла сюда на освящение часовни и чтобы облагородить место вокруг нее. Работы было много. Мальчишки спиливали березовую поросль, закрывавшую часовню, а девочки вязали веники, напевая «Во поле березка стояла». После освящения часовни, мы стали свидетелями и другого Таинства – крещения раба Божия Алексия из д. Куганаволок.

Поездка удалась, она стала самым радостным событием нашего путешествия. Хотя Ильинский погост, где мы много трудились, остался вне конкуренции. Когда мы покидали Водлозеро, кто-то заметил: «Здесь моя духовная родина».

Анастасия ПОХМЕЛЬНЫХ, 2008 год

Новости