Древом Креста спасены. Прихожане Крестовоздвиженского собора с особым религиозным подъемом отметили престольный праздник старинного храма города...

Фотографии:

27 сентября прихожане Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска с особым религиозным подъемом отметили престольный праздник старинного храма города. В этот праздничный день Божественную литургию в соборе возглавил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

Все двунадесятые праздники, господские и богородичные, посвящены событиям из жизни Христа или Матери Божией, и только один из них — Воздвижение — посвящен событию более позднего времени, когда в IV веке был обретен Крест Господень. Полное название этого праздника звучит по церковному как «Всемирное воздвижение честного и животворящего Креста Господня». И в этом его всемирном значении истолковывают события песнопения посвященной ему службы.

«Интересно, что праздник, – пишет священник Константин Островский, – называется не Обретение, а Воздвижение Креста, хотя, по-видимому, обрести столь великую святыню важнее, чем показывать ее народу, для чего, по преданию, и поднимали, то есть воздвигали Крест.

Не знаю, почему так получилось с названием праздника, но думаю, что получилось хорошо, потому что слова «Воздвижение Креста» напоминают нам о том единственном, чего Господь, все устроивший для спасения человека, ждет от нас. Он ждет, чтобы мы добровольно и благодушно понесли свой жизненный крест, то есть воздвигли крест в своем сердце».

В основе этого праздника лежит историческое воспоминание об обретении Креста, на котором был распят Спаситель. Когда, при императоре Константине Великом, прекратились гонения, и христианство сделалось государственной религией, в Иерусалиме и по всей Святой Земле под руководством матери императора Елены были проведены грандиозные раскопки, ставившие задачу археологического нахождения святых мест, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Сравнительно нетрудно было найти Голгофу, нашли и место Святого Гроба. Чуть дальше и глубже под культурным слоем, по указанию одного благочестивого еврея, по имени Иуда, были найдены три креста и гвозди, пронзившие когда-то руки и ноги Распятого. Но на каком именно из крестов, обретенных, конечно, в сильно поврежденном от времени состоянии, был распят Сын Божий? В это время мимо двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий, он был тогда Главой Иерусалимской Церкви, предложил дерзновенное решение. По очереди каждый из крестов возложили на усопшего. И когда его коснулось Животворящее Древо Креста Христова, мертвый воскрес...

На месте обретенных святынь был воздвигнут Константином, многократно потом переустроенный, храм Воскресения (Гроба Господня). Часть Животворящего Древа Елена увезла потом с собой в столицу Империи. Там его видела наша княгиня Ольга, когда прибыла в Царьград для принятия крещения. При ее возвращении в Киев патриарх Константинопольский благословил и ее крестом с частицей Животворящего Древа (он долго хранился потом в Киевской Софии). 9;

Древнее самоназвание нашего народа: хрестьяне, крестьяне (носители Христа и Креста). Слово Крест в русском языке – в отличие от греческого «ставрос», от латинского «крукс», немецкого «кройцер» (два последних от корня со значением кривизны) – происходит прямо от самого имени Христос. Мы, русские, не знаем понятия «Крест» вне Христа. И не знаем понятия Христа, христианства вне Креста. Таинство присоединения к христианству, к Церкви, в славянских языках называется «крещение» — от слова крест. Все человечество объемлет Христос в крестных своих объятиях. «Спасение соделал посреде земли, Христе Боже, на Кресте ... руце Твои простерл еси, собирая вся языки», (т.е. объединяя народы).

И не только человечество. По образу Креста сотворен мир. Василий Великий пишет: «Прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру мысленный Крест, в средине которого соприкасаются четыре части Вселенной» И у блаженного Иеронима читаем: «Крест — общая форма всех движений и всего живого». Небо и земля, скажет Амвросий Медиоланский, разделяясь на четыре стороны света: Восток, Запад, Север, Юг, — как бы держатся четырьмя концами Креста. В одной из стихир службы Воздвижение поется «Четвероконечный мир днесь освящается». И в другой стихире: «Широта и долгота Креста равны самому небу». «Древом познания был погублен Адам (человек)», «древом Креста спасен».

Раскрывается в службе и важный для всего людского рода смысл самого Воздвижения Креста. Крест воздвигался над толпами верующих, собравшихся 27 сентября 331 года в иерусалимской церкви, и над всем пришедшим к Иисусу Христу людским родом, «побеждая демонов», «умерщвил смерть», «веселя тем всех земнородных».

Каждый год в соборных православных храмах повторяют священники то, что сделал в этот день епископ Макарий: высоко поднимают они, воздвигают на все четыре стороны крест – знак и символ обретенного в Иерусалиме «честного и Животворящего Креста Господня» – величайшей святыни христианства. И дивный, древний обычай, записанный в церковном уставе: чтобы крест воздвизальный в руках священника был украшен «благовонными васильками».

2008 год

Новости