25 октября Петропавловскому храму п. Калевалы исполняется 10 лет. Более 6 лет несет в нем свое служение о. Павел Пуговкин. Духовно окормляя свою паству, батюшка утверждает людей в любви к Богу и ко святой Церкви.
Этим летом Калевалу в день праздника святых апостолов Петра и Павла посетили гости из Финляндии, непосредственно участвовавшие в строительстве нашего поселкового храма: Пааво Ахава — один из инициаторов строительства храма и сбора средств в Финляндии, Яри Хельмисаари — проектировщик, он же курировал строительство храма, и другие гости.
За эти годы значительно увеличилось число прихожан разного возраста, многие из них принимают активное участие в жизни прихода Петропавловского храма. Большое внимание о. Павел уделяет клиросному пению. Сейчас это профессиональный хор (регент — матушка Екатерина), который, безусловно, украшает богослужение.
По случаю юбилея в храме был оформлен стенд о приходской жизни, по материалам которого можно проследить активную деятельность прихода, в том числе и воскресной школы. На стенде фотографии наших паломников, посетивших многие святыни. С батюшкой мы неоднократно поклонялись святым мощам прославленных угодников Божиих Соловецкой обители, ездили в монастырь Александра Свирского, побывали в церкви г. Сегежи, в соборе Александра Невского и Крестовоздвиженском храме г. Петрозаводска, где о. Павел начинал свое служение, посетили Смоленскую церковь в Олонце, часовню Флора и Лавра в Мегреге, были в Важеозерском мужском монастыре.
Осенью 2007 года о. Павел организовал незабываемую и очень насыщенную паломническую поездку для детей и взрослых по святым местам г. Санкт-Петербурга и п. Вырица. Мы поклонились мощам святых угодников Божиих — блаженной Ксении Петербуржской, праведного Иоанна Кронштадтского, св. блгв. кн. Александра Невского, прп. Серафима Вырицкого, ездили в Царское Село, летнюю резиденцию царя Николая II, в Феодоровский Государев собор. Побывали в Петропавловском, Исаакиевском, Казанском соборах, в храме-памятнике Спас-на-Крови, Николо-Богоявленском морском и других храмах Санкт-Петербурга.
Также о. Павел ежегодно совершает со школьниками пешие походы по памятным местам Калевальского района. В июле 2008 года они побывали в Хайколя — на родине Ортье Степанова. При приходе открыта Воскресная школа для детей, занятия в которой проводит жена отца Павла матушка Екатерина. Дети изучают Закон Божий, занимаются рисованием, подготовкой к главным церковным праздникам — Пасхе и Рождеству, они исполняют прекрасные песни, в том числе и о родной Калевале, не только на русском, но и на карельском языке, на котором прекрасно исполняют гимн п. Калевалы. А какие удивительные постановки по библейским сюжетам показывают по праздникам наши дети!
Мы благодарны батюшке за то, что он отдает нам столько душевных сил, духовно направляет нас, взрослых и детей, на путь, по которому должен идти каждый православный христианин — быть милосерднее, больше думать о других, жить в любви ко всем, иметь терпение и смиренномудрие. Мы благодарны Господу за то, что сподобил нам встретить такого духовного окормителя — строгого и мудрого наставника, общительного и веселого человека. Очень благодарны матушке Екатерине за материнское отношение к нашим детям, которых она учит православному восприятию мира, в том числе и через пение.
Прихожане Петропавловской церкви, 2008 год
* * *
О чем болит душа сельского священника
Священник Павел Пуговкин был назначен настоятелем Петропавловского прихода четыре года назад. До этого он служил диаконом Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска. Но к жизни в провинции отцу Павлу не привыкать – батюшка сам родом из деревни. Помогают ему и знания, полученные на учебе на финно-угорском факультете Петрозаводского государственного университета – есть в Калевале и Калевальском районе верующие, не говорящие по-русски. И батюшка говорит и принимает Исповедь на их родном языке – финском или карельском.
– Что я увидел, приехав сюда? – рассказывает отец Павел. – Прекрасную церковь, народ замечательный. Но невоцерковленный. Исторически Калевала – край православный, но сегодня в храм в основном ходят люди среднего возраста. Старшее поколение, пережившее войны, репрессии, воспитанное в духе советского времени, к Богу идет трудно. Молодежь в церковь тоже не спешит. Многие уезжают учиться, на них свой отпечаток накладывает город.
Я пытаюсь приобщить людей к вере – езжу по Калевальскому району – в деревню Юшкозеро, Луусалми, Кепи, Войницы. Беседую с людьми, не стесняюсь лишний раз позвать их в храм. И ведь души людей откликаются! А если местный житель уверовал в Бога, то верит он серьезно. В Кепи верующие сами обустроили в доме часовню, собираются в ней, молятся, приглашают меня совершать молебны, службы.
– Отец Павел, а в чем еще особенности служения сельского священника?
– Самое главное – я знаю всех своих прихожан, знаю их проблемы, чем они живут. Могу без приглашения прийти к любому в гости. Таких близких, простых отношений мне, деревенскому человеку, в городе не хватало. Но карелы не так легки на подъем, как хотелось бы. Организовать церковный хор удалось с большим трудом, не хватает чтецов. Пытался устроить здесь социальное служение, но, видимо, калевальцы еще не понимают его необходимость или время еще не пришло. Расстраивает и слабое взаимодействие со школой – меня приглашают на праздничные школьные мероприятия, но не более того. А ведь учитель не расскажет о Боге так, как верующий человек. Еще одна моя боль – у нас пока нет приходского дома. Сейчас занятия детской воскресной школы проходят прямо в храме, беседы с взрослыми – в местной библиотеке. На эти встречи приходят люди с разными взглядами, убеждениями. Бывает, и спорим – о взаимоотношениях религий, о «Калевале». Мне нравится, когда человек не бездумно слушает, а размышляет.
За простоту и внимательность к людям калевальцы любят и уважают отца Павла. «Наш батюшка добрый, отзывчивый, приветливый, – говорят они. – Не гордый, к каждому подход найдет и в больнице проведает. Так много уже для прихода сделал и еще больше собирается сделать. И матушка Екатерина, и детки их, Лиза и Митя, такие хорошие». Но отец Павел может быть и строгим, особенно ревностно следит он за порядком в храме, за правильностью церковного пения и чтения. Чувствуется: за свой храм, за свой приход отец настоятель болеет всей душой.
Когда звучит кантеле
Местный уклад жизни – тихий, неторопливый. Почти половина жителей Калевалы – карелы. «Народ очень добродушный и доверчивый, – рассказывает отец Павел, сам карел по национальности. – В то же время у карел очень развито чувство собственного достоинства. К священнику здесь относятся с уважением, но без подобострастия. Хороший народ, простой и гостеприимный».
Гостеприимство карел отметил и Элиас Леннрот, составитель знаменитой «Калевалы». Большую часть рун этого великого эпоса он услышал на территории Калевальского района. «Я мог бы на каждой странице приводить примеры карельского гостеприимства, но боюсь утомить читателя…» – писал Леннрот в своем дневнике в XIX столетии. О карелах XXI века можно сказать то же самое. Хотя причина, видимо, не только в какой-то определенной национальности. В доме у белоруски тети Юли, у которой я гостила в Калевале, за день перебывало много гостей. Здесь, как, и традиционно на селе, люди живут просто и открыто.
Конечно, в этом северном поселке далеко не все благополучно: есть безработица, молодежь уезжает в города. В соседней деревне Войницы даже школы нет, дети ездят учиться в Калевалу. Лена, коренная жительница поселка, признается: «После окончания техникума сюда не вернусь, постараюсь устроиться в Петрозаводске. В родной Калевале для меня перспектив нет. Хотя так тянет сюда. Тяжело у вас в городе – все спешат, суетятся…» Но Калевала не кажется поселком умирающим. «Я хочу жить только здесь, – говорит тетя Юля. – Не понимаю, как вы живете в городе, в многоэтажном доме, так далеко от земли».
На берегу бескрайнего могучего озера Среднее Куйто звучало кантеле. Это местный ансамбль кантелистов поздравлял прихожан Петропавловской церкви с престольным праздником. Со струн лилась чудесная мелодия, казалось, молодые талантливые исполнители доказывали: жива древняя Калевала, она только дремлет…
Ирина ТАТАРИНА, 2008 год