«Лауреатом 2008 года» назван протоиерей Геннадий Кузькин

Фотографии:

Сельский батюшка

Согласно Указу Главы Республики Карелия протоиерей Геннадий Кузькин, настоятель храма во имя Рождества Иоанна Предтечи пос. Шуя Прионежского района, духовный окормитель храмов в поселках Мелиоративный и Новая Вилга включен в число лауреатов 2008 года РК.

Предлагаем нашим читателям беседу с отцом Геннадием.

– К вере я пришел постепенным путем, – рассказывает отец Геннадий, – без стрессовых ситуаций, которые зачастую в один миг обращают к Богу. Я крещен еще в детстве. Мама, Царствие ей Небесное, искренне верила в Бога. Она не призывала к вере, тогда делать это открыто было нельзя, но всегда меня благословляла. Не кричала, самым строгим наказанием было, когда мама хмурила брови. Был активным октябренком, пионером, прошел путь обычного советского человека. Но в партию не вступил и Бога никогда не хулил.

Когда начались все виды перестроек, стал предпринимателем. В родном городе Пудоже у меня появилась собственность. Почему-то захотелось пожертвовать ее Церкви. Пришел в епархиальное управление, которое тогда располагалось в крестильном доме Крестовоздвиженского собора. И там встретился со священником из Пудожа, отцом Михаилом Жаковым, ныне иеромонахом Евстафием, который с радостью принял мой дар. Пока он служил в Пудоже, приглашал меня на церковные праздники, в Рождественскую ночь я впервые поднялся на колокольню. Наверное, это был первый серьезный шаг в моем воцерковлении.

– Как оно повлияло на вашу дальнейшую деятельность?

– Как предприниматель, я построил кафе. Но так получилось, что оно просуществовало всего 4 дня. Я понял, что это не мой путь, и в том же здании организовал Духовно-просветительский православный центр «Журавка». Перед этим съездил на свою Родину, в д. Каршево Пудожского района, был на могиле деда. Видимо, Господь слышит молитвы наших предков.

Тогда я сам постигал основы Православия под руководством первого преподавателя православного Центра диакона Александра Мусина. Ну, а главное получил от общения с Владыкой Мануилом и с отцом Тихоном, тогда секретарем Петрозаводской и Карельской епархии, ныне Епископом Архангельским и Холмогорским. Центр «Журавка» действует и поныне, уже 15 год. Мы собираемся по средам в 18.30 в школе №4. Читаем акафисты Пресвятой Богородице «Державная» и Царственным мученикам, беседуем об истории Отечества, обсуждаем различные духовные вопросы.

«Журавкинцы» – мои верные помощники. Вместе мы построили в Петрозаводске часовню Петра и Павла. Ровно 10 лет назад, 16 августа, она была освящена. А после этого Владыка совершенно неожиданно предложил мне подумать о подготовке к принятию священного сана. Через год я был рукоположен сначала в диакона, затем во священника. Получил Шуйский православный приход, ныне это приход храма в честь Рождества Иоанна Предтечи.

– Что вы там увидели?

– Большую группу людей, горящих желанием построить церковь. Но сегодня прихожан поменьше. Раньше на меня находило уныние, думал, что, значит, плохо работаем, раз люди перестают ходить в храм. Теперь же, имея духовный опыт, понимаю, что причина в другом.

Для большинства людей храм – это инструмент для мгновенного улучшения своей жизни. Например, у женщины муж пьет. Она пришла в церковь, свечку поставила, помолилась, и тут же супруг должен перестать выпивать. Но ничего не меняется. Она еще раз приходит; дома все по-прежнему. «Батюшка, Господь нам не помогает», – жалуется женщина. Народ сейчас не готов совершить духовный труд – молиться каждый день, в воскресный день в церковь прийти. К обычному труду тоже не готов – огороды запущены.

– Получается, построить храм во много крат легче, чем создать и сохранить приход?

– Все от Бога дается, наше дело – делать все, что возможно. Главное, чтобы была молитва, особенно на Литургии. А после службы хорошо чай попить, побеседовать. Мы, русские люди так устроены, нам нужно общение. Стараюсь использовать все возможности для духовной беседы, чтобы расположить людей к храму, постараться заронить в их душах зерна веры. Говорю проповеди после очного отпевания; когда приглашают на чай, не отказываюсь, даже если нет времени. Причем надо быть осторожным в своих действиях и словах, люди превозмогают большие невзгоды, поэтому они очень обидчивы и легко ранимы.

– Что волнует современных жителей села?

– «Муж пьет, сын пьет», – эта фраза стала привычной. К сожалению, деревни Карелии умирают, совхозы, леспромхозы разрушены, в малых деревнях закрываются школы. Люди стараются уехать в город. Национальные программы видимых результатов пока не дают. И народ понимает, что вся надежда – на Бога, больше надеяться не на кого. Но люди духом слабые. Священник, конечно, должен духовно окормлять один сельский приход. Но как много деревень, в которых нет храма Божьего! В Шуйском поселении – около 3 тыс. человек, многие живут далеко от поселков Мелиоративный и Шуя, где есть храмы. Какую силу воли надо иметь, чтобы пройти 14 км пешком, чтобы попасть на службу. Поэтому строим часовни (например, во имя свт. Николая в д. Верховье, служим в них. Уже появляются прихожане в отдаленных деревнях.

– Обрели свой храм и жители с. Новая Вилга.

– Давно еще по просьбе жителей туда приезжал о. Георгий Варга, Царствие ему Небесное, освящал куличи, воду. Со временем местные узнали, что в Шуе есть священник, и стали приглашать меня. Мы периодически служили в Доме культуры, а потом решили строить церковь. Одна женщина, жительница Москвы, уроженка Вилги, еще 6 лет назад пожертвовала деньги, на эти средства выполнили проект. Но дальше дело не шло, пока три года назад не появился инициатор строительства – раба Божия Людмила, которая после того, как потеряла взрослую дочь, пришла к Богу и захотела участвовать в возведении храма во имя Царя-мученика, покаяться в делах Богоотступничества.

Я тоже был к этому готов. Я осознаю, что все наши беды начались с революции, свержения Царя-мученика, его убиения. Почитайте письма Царственной семьи из заточения, какое в них смирение, выражение боли за Отечество и вера в то, что Россия вернется к Богу.

– Как началось строительство?

– На пустом месте, с лопатой в руках. Я копал землю, а мимо проходил мужчина, спросил: «А что вы делаете?» – «Храм строить будем». И он остался помогать. Так было не один раз, потом уже появились жертвователи. Главное – начать и делать благое дело, а дальше Господь поможет. Разве не чудо – сейчас список благотворителей церкви составляет около ста человек. Все они люди верующие, и мы будем молиться за них, пока стоит храм. Общими усилиями церковь построили за два года. 17 июля нынешнего года благочинный Центрального округа, наместник Александо-Невского кафедрального собора протоиерей Иоанн Тереняк совершил в храме первую Божественную литургию, а 9 сентября Владыка Мануил освятил колокола.

– Кроме храмостроительства и духовного окормления приходов, вы являетесь председателем Попечительского совета общеобразовательной школы №4 г. Петрозаводска, реализующей концепцию образования с этнокультурным (русским) компонентом.

– Нашим детям преподаются «Основы православной культуры», старославянский язык, духовная музыка. По желанию ребята периодически приезжают на службу в храм. В рамках курса «Основы Православной культуры» я провожу занятия по истории Отечества, но не как историк, а как священник. В свое время подобный курс в «Журавке» читал Архиепископ Мануил. Надо сказать, в десятки раз труднее с детьми, чем со взрослыми. Сколько нужно терпения! Сегодня они с трудом вспомнили дату смерти Царя Николая II. Так ведь пятиклассники не смогли устно посчитать, сколько лет прошло со дня трагедии. И виноваты в этом не они, виновато их окружение.

– Батюшка, как вы все успеваете?

– Слава Богу, в каждом приходе есть самоотверженные помощники, на которых можно и нужно опираться. Мне очень помогает Центр «Журавка», особенно когда в деревне или поселке мы начинаем строить храм, часовню. Местные жители видят, как «журавкинцы» молятся, как искренно они верят. Конечно, жертвователи помогают. На наши призывы о помощи откликаются все предприятия Прионежского района, а мы за всех молимся.

Беседу вела Ирина ТАТАРИНА

Новости