Престольный праздник кондопожской Успенской церкви – «лебединой песни» северного деревянного зодчества

Фотографии:

Церковь Успения Божией Матери расположена на территории бывшей деревни Кондопога, положившей начало городу Кондопога. Церковь возвышается на небольшом мысе, вдающемся в Чупа-губу Онежского озера. Здание церкви построено в 1774 г., на закате северного деревянного зодчества, став таким образом, по словам академика Российской Академии архитектуры и строительных наук В.П. Орфинского, «лебединой песней народной культовой архитектуры». Успенская церковь является выдающимся памятником народного деревянного зодчества конца ХVШ века, исторически завершающим эволюцию шатровых храмов Прионежской школы.

Какими средствами достигнута высокая художественная выразительность церкви Успения Пресвятой Богородицы? На этот вопрос отвечает В.П. Орфинский в своей книге «Логика красоты»: «Прежде всего, это высотность – основная идея сооружения, осуществленная убедительно и последовательно. Церковь имеет довольно внушительную высоту – 42 метра (она выше всех сохранившихся русских деревянных церквей, кроме церкви в селе Пияла Архангельской области). Но зодчий счел это недостаточным и поставил здание на самую высокую точку пологого берега Чупа-губы Онежского озера… На высокий четверик церкви поставлен не один, а два последовательно расширяющихся кверху восьмерика; верхний увенчан великолепным восьмигранным шатром. Наконец висящие на кронштейнах крыльца, напоминая приспущенные крылья птицы, еще больше усиливают ощущение “высоты”».

По мнению В.П. Орфинского, особое место в архитектуре Успенской церкви отведено деталям: «Именно они создают «переменный» масштаб: по мере приближения к храму различаешь вначале крупные, а потом все более мелкие детали, и от сопоставления с ними объем здания кажется все значительнее. А вблизи с особой силой воздействует пластика форм – повалы восьмериков, нависая над зрителями, создают ощущение динамики, взлета вверх».

Несомненный интерес представляют сохранившиеся интерьеры церкви. Выразительным архитектурно-конструктивным элементом трапезной являются два массивных столба-опоры с фигурными полукруглыми кронштейнами, поддерживающие продольные брусья потолка. Эти резные, окрашенные в яркие цвета столбы, задают тон всему интерьеру трапезной. Особый трогательный облик убранству трапезной придают висячие лавки, декорированные резными подзорами и маленькие оконца, сохранившие свой первоначальный облик. В художественном оформлении храма главную роль играет огромный пятиярусный иконостас с иконами конца ХVШ – начала ХIХ вв.

В настоящее время Успенский храм используется в качестве объекта туристского показа. В летнее время настоятель прихода протоиерей Лев Большаков совершает в церкви богослужения. «Праздник Успения Божией Матери подобно Пасхе выражает веру в Воскресение, что является конечным смыслом христианского исповедания, и потому так важен в православной традиции, – сказал о. Лев в своей проповеди. – Удивительно чутко оказалось сознание всех верующих к этому смыслу, и потому главные храмы в русских городах и селах часто посвящались Успению».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии

Использованы материалы сайта Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия monuments.karelia.ru

На фото: Всенощное бдение, 27 августа 2011 г.

Фото Михаила ПЛАКСИНА, 2011 год

Новости