26 сентября, в канун празднования Воздвижения Креста Господня, в Александро-Невский кафедральный собор принесен крест-мощевик с частицей Ризы Господа Иисуса Христа и частицами мощей двадцати одного святого. Торжественный молебен возглавил настоятель собора протоиерей Иоанн Тереняк, назвавший великой радостью прибытие святыни в Петрозаводскую епархию. Крест-мощевик пробудет в соборе до 13 октября, затем в течение нескольких месяцев будет пребывать в храмах Петрозаводска и республики.
Предположительно, крест был изготовлен в XVIII веке и являлся святыней дворянского рода. В 2006 году во Владимирской области крест-мощевик среди пожертвованных предметов старинной утвари обнаружил священник Димитрий Нецветаев. Затем святыня была передана сыну отца Димитрия протоиерею Константину Нецветаеву.
Крест-мощевик изготовлен из серебра в форме русского «трилистного» креста. Он состоит из основного корпуса с бортиками и внутренними переборками, в которые помещены мощи святых. Размеры мощевика 125х110х17 миллиметров. На тыльной стороне изображены надписания святынь, помещенных в крест. Согласно надписям, в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней («Спасителева Риза Алексея Митрополита»).
По граням креста помещены частицы мощей (вертикально, сверху вниз): святителя Иоанна Златоуста, святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Иакова Персиянина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Иоанна Кущника, преподобного Сампсона Странноприимца, святого мученика Адриана, преподобного Моисея Мурина, преподобного Николы Святоши, преподобного Дамиана Целебника, святой мученицы Евфимии.
Горизонтально, слева направо: святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой мученицы Агафии, святой мученицы Ирины, святителя Григория Нисского, святого мученика Трифона, святой великомученицы Марины, святого священномученика Василия Амасийского, святой мученицы Христины, святой мученицы Параскевы, святого мученика Нестора. Древняя реликвия помещена в специально изготовленный крест, который был торжественно освящен в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре.
В течение нескольких недель крест-мощевик будет пребывать в храмах Петрозаводска, а затем отправится в районы республики.
Фото Михаила ПЛАКСИНА
* * *
Расписание
пребывания Креста-мощевика с частицей Ризы Господней
в храмах Петрозаводской и Карельской епархии
26 сентября – 13 октября – Александро-Невский кафедральный собор г. Петрозаводска
13 – 21 октября – Крестовоздвиженский собор г. Петрозаводска
21 –27 октября – Сретенский храм г. Петрозаводска
27 октября – 3 ноября – Екатерининская церковь г. Петрозаводска
3 – 10 ноября – храм вмч. Пантелеимона г. Петрозаводска
10 – 17 ноября – Смоленский собор г. Олонца
17– 19 ноября – храм Нерукотворенного Образа д. Еройла
19 – 21 ноября – Георгиевский храм д. Видлица
21 – 27 ноября – храм Вознесения Господня г. Питкяранта
27 ноября – 5 декабря – Никольский храм г. Сортавала
5 –9 декабря – храм Рождества Христова г. Суоярви
9 – 14 декабря – Троицкий храм г. Сегежа
14 – 16 декабря – Входоиерусалимский храм п. Надвоицы
16 – 20 декабря – Благовещенский собор г. Кеми
20 – 23 декабря – храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких г. Беломорска
23 – 26 декабря – Покровский храм г. Костомукши
26 декабря – 2 января – Ильинский храм г. Медвежьегорска
2 – 8 января – Александро-Невский храм г. Пудожа
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2011 г.
* * *
История Ризы Господа Иисуса Христа
История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит ко времени земной жизни Спасителя. В Евангелии от Иоанна читаем: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет» (Ин. 19, 23-24). Так исполнилось одно из мессианских пророчеств о земной жизни Господа Иисуса Христа, изреченное пророком Давидом: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Псал. 21, 19).
В Евангелии упоминаются две одежды Христовы: риза и хитон. В древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. Так, риза – это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. В отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был не сшит из материи, а связан цельным.
Воины, стоящие у Креста Господня, разделили между собой ризу Христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.
Об обстоятельствах перенесения Хитона Господня из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна также часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.
Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу.
Великую святыню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена.
Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
О судьбе «московской» части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».
После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.
В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя.
Промыслом Божиим, на Русском Севере явлена еще одна частица Ризы Господней, которая и будет принесена в Александро-Невский кафедральный собор 26 сентября 2011 года.
По материалам Интернета