Состоялся круглый стол, участники которого обсудили проблемы внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Состоялся круглый стол, участники которого обсудили проблемы внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

24 октября в здании Министерства образования Республики Карелия прошел круглый стол, на котором обсуждались проблемы внедрения курса ОРКиСЭ («Основы религиозных культур и светской этики») в программу общеобразовательных школ Республики Карелия.

На круглом столе выступили: И.Б. Кувшинова, министр образования Республики Карелия, с докладом «О целях и задачах введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; Л.А. Ковру, ректор государственного образовательного учреждения Республики Карелия дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт повышения квалификации работников образования» с информацией о ходе подготовки к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия; Н.В. Васильева, главный специалист отдела общего образования и социализации детей.

Данный курс, апробированный уже в двух десятках регионов России, в 2011/12 учебном году будет по указу Президента России введен во всех регионах Российской Федерации. Курс рассчитан на полгода: четвертая четверть 4-х классов и первая четверть 5-х классов следующего учебного года. Таким образом, возможности обучения данному предмету лишены все старшие классы школы. Курс направлен на изучение культуры, а не религии, и имеет шесть модулей: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики.

Подготовкой учителей будет заниматься специально обученный в Москве тьютор (репетитор). Необходимость иностранного слова в данном случае непонятна. Для Республики Карелия таким старшим преподавателем (непонятно – по всем модулям?) является Пахомова Светлана Валерьевна.

По данным предварительного опроса родителей учеников в Республике Карелия, 50% выбирают для своих детей изучение светской этики, 30% – православной культуры, 20% – поверхностное знакомство с религиозными культурами мира, по два-три человека избрали другие модули или не избрали ничего. Как показал мониторинг апробации ОРКиСЭ, озвученный в Общественной палате РФ, 77% детей проявили искреннюю заинтересованность при изучении курса, 82% выразили желание изучать предмет дальше.

Прения открыл заместитель имама Карелии Абдулазиз Сергей Дятко. Он выразил пожелание, чтобы преподаванием Основ исламской культуры занимались сведущие в исламе люди, то есть мусульмане. Далее клирик Александро-Невского собора диакон Вячеслав Распутин спросил, можно ли будет общественной организации проверить результаты выбора модуля ОРКиСЭ родителями в связи со случаями явной подтасовки результатов выбора в некоторых регионах, где оказалось, что 100% избрали светскую этику даже в тех школах и классах, где учатся дети священников. Ответ: можно.

Заместитель директора Духовно-просветительского православного центра во имя прп. Александра Свирского, клирик Крестовоздвиженского собора иерей Виктор Заровняев выразил пожелание, чтобы к процессу подготовки учителей православного модуля курса были привлечены православные священники. Затем он проинформировал собравшихся о наличии опыта преподавания Основ Православия силами священников епархии и сотрудников Православного Центра.

Председатель Еврейской религиозной общины Карелии Дмитрий Цвибель спросил, действует ли еще закон об образовании 1992 года. Получив утвердительный ответ, он объявил о незаконности введения курса ОРКиСЭ в общеобразовательную школьную программу и посоветовал читать законы. На информацию о том, что закон об образовании находится в стадии доработки именно по этому пункту, он заметил, что сначала надо было закон изменить, а потом вводить такой курс. «Вот так все всегда в России и делается», – резюмировал глава еврейской общины в Карелии. Когда первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями Виктор Георгиевич Красножон ему возразил, что в таком случае и данный круглый стол незаконен, он ответил, что да, незаконен, и поведал о своем возмущении при виде православной символики в кабинете комитета, где работает Виктор Георгиевич.

Затем слово взял Сергей Мартынюк, представитель Церкви Христиан Веры Евангельской, который выразил разочарование в том, что в курсе отсутствует модуль Основы христианской культуры, а также пообещал, что его дети не пойдут изучать Основы православной культуры. Священник Виктор Заровняев обратил его внимание на существовании в программе по Основам православной культуры темы № 8 «Христианское учение о спасении», на что был ответ: «Все понятно, у меня только один вопрос: почему протестантам не дано места в данном курсе?» Священник Виктор Заровняев объяснил, что в таком кратком курсе изучается культура России, в создании которой приняли участие прежде всего люди православной культуры, а также исламской и далее по убывающей. Конечно, здесь о. Виктор упустил упоминание о людях светской культуры, принявших участие в развитии общероссийской культуры в XX веке. Впрочем, тут вопрос спорный, насколько люди светской культуры в России XX века не несли в себе признаки христианского православного менталитета.

Представитель Церкви Ингрии Вадим Лысенко заметил, что лютеранство в России уже как минимум 400 лет, в строительстве Санкт-Петербурга и Петрозаводска принимали участие протестанты. Со стороны протестантов прозвучало также сообщение, что ежегодно в Карелии проходят лагеря, организованные протестантами, в которых отдыхают по 50-100 детей, выбор которых надо учитывать.

Постфактум можно заметить, что действительно, в ходе Ливонской войны в XVI веке в России появились пленные немцы-лютеране. Их было немного, им разрешено было исповедовать свою религию. На Российскую культуру они пока никак не влияли. Но сама цифра, приведенная лютеранами, неудачна. 2011 минус 400 лет = 1611 год. В начале XVII века шведские лютеране действительно проникли на территорию России, захватив ее западные земли, и стали насаждать лютеранство насильно, в результате чего даже появились такие люди, как тверские карелы, массово сбегавшие из-под власти шведов. Процент воздействия культуры протестантов на облик городов и на характер жителей Санкт-Петербурга и Петрозаводска требует дополнительного научного исследования.

Одна из присутствующих дам выразила опасение, смогут ли учителя донести содержание такого тонкого курса до детей в таком трудном возрасте, когда они начинают «ходить на головах»? Кажется, в ответ на это прозвучали данные мониторинга, озвученные в Общественной палате (см. выше).

Было высказано другое опасение: как сельская школа сможет организовать качественное изучение ОРКиСЭ при наличии в одном классе детей, выбравших разные модули, особенно если какой-то модуль выберут один-два человека. Представитель Министерства образования предложила искать решение тремя путями: через организацию отдельного занятия в другое время, через индивидуальные исследовательские проекты и с помощью дистанционного обучения. По ее словам, сейчас все общеобразовательные учреждения обладают доступом к Интернету с достаточной скоростью. Кто-то из присутствующих предложил объединить все модули курса в один. На это ответили, что тогда придется потратить на их изучение в шесть раз больше времени. К тому же есть модуль основ мировых религиозных культур. Впрочем, так как учебников не хватает, в Карелии все шесть учебников придется включить в единое учебное пособие. Кто-то возразил и на это.

Словом, как и до обсуждения на круглом столе, вопрос так и остался острым. Тем не менее, курс начнется весной 2012 года, а учителя должны быть подготовлены до конца 2011 года.

Священник Виктор ЗАРОВНЯЕВ

2011 год.

Фото: Интернет-журнал «Столица на Онего» http://www.stolica.onego.ru/articles/171349.html

Новости