Свято-Духовский кафедральный собор в Петрозаводске был спроектирован по типовому проекту К. Тона архитектором В. Тухтаровым. Его сооружение продолжалось на протяжении 12 лет (1860-1972 гг.), и завершило формирование красивого храмового ансамбля Соборной площади, ставшего визитной карточкой города.
В 1924 г. в пожаре погибли Петропавловский и Воскресенский соборы. Огромный действующий в центре города собор в 1920-1930-е годы не вписывался в советскую действительность того времени.
После закрытия в 1929 г. заводской Александро-Невской церкви в местной прессе развернулась массовая кампания и за закрытие кафедрального собора. В Карелии действовало республиканское отделение Союза воинствующих безбожников (СВБ). Местные «безбожники» совместно с сотрудниками профсоюзов, наркомата просвещения и публичной библиотеки проводили по городу антирелигиозные доклады и агитировали за закрытие в Петрозаводске «большого», как его называли горожане, собора.
Одновременно с этим проводились собрания в учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях, военных частях, и даже среди домашних хозяек, которые оканчивались обязательным вынесением резолюций о закрытии и переоборудовании храма.
Первое решение о закрытии собора было принято 26 января 1930 г. на заседании президиума Петрозаводского горсовета. Для окончательного решения вопроса планировалось созвать расширенный пленум горсовета, и в городе об этом было известно.
29 января 1930 г. верующие Петрозаводска организовали демонстрацию протеста против решения городских властей: из собора около двухсот человек направились к зданию горсовета с тем, чтобы высказать участникам расширенного пленума свой протест и отстоять храм. Но пленум был перенесен и его провели позже, 7 февраля 1930 г. в кинотеатре «Триумф», где по докладу секретаря СВБ В. Клишко об итогах т. н. «безбожного похода» под гром аплодисментов было вынесено решение о закрытии храма и часовни при нем.
Высший орган власти республики ЦИК АКССР 9 февраля 1930 г. утвердил это постановление. Верующие обжаловали его, направив заявление в Москву, во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В нем указывалось, что решение было принято небольшим собранием, которое проходило при закрытых дверях, под охраной пешей и конной милиции. Однако ВЦИК подтвердил постановление местных властей, и 28 февраля 1930 г. кафедральный собор был закрыт, а в мае того же года в нем уже открылась столовая.
Нац.архив РК