Бесценная память о Лижемских церквях

Фотографии:

По одному образцовому проекту Константина Тона в Кондопожском районе в середине 19 века были построены два храма во имя святого Николая: деревянный в селе Лижма и каменный в селе Уссуна.

Воспоминания лижемского священника Л.А.Плотникова (фрагменты)
«На месте селения Лижмы в древности была корба (чаща), на одном из деревьев, будто бы, была найдена икона Святителя Николая, что и дало мысль первым временным поселянам устроить сперва часовню, а потом… церковь. По словам старожилов, приход начал существовать с ХVII в. Правда, документов об этом не сохранилось, так как в 1838 году сгорела старая церковь Св. Николая Чудотворца вместе с письменными источниками основания церкви и прихода… На берегу недалеко от дома Пулькина (Еликина) стоял с вырезанными надписями древний крест. Помещался он под небольшой крышей, упирающейся на четыре столбика и с небольшими ступеньками. Тогда еще мне отец говорил: «Старики предполагали, что он поставлен с основания деревни и ему насчитывается около 200 или 300 лет». Крест до настоящего времени не сохранился.»

Лижемская дворцовая (государственная) Никольская выставка появляется в середине 17 века. В 1644 году была построена деревянная шатровая церковь во имя св. Николая. По последним исследованиям историка архитектуры А. Г. Носковой, этот храм был типологически похож на храм в Линдозере и стоял в ряду памятников северно-западной ветви прионежских деревянных шатровых храмов.
Из исторического описания Лижемской выставки Кижского Спасо-Преображенского прихода священником Стефаном Ржановским. (Государственный исторический музей. Отдел письменных источников. фонд Е. В. Барсова. №450. Ед.хр.696. Л.54)

«Церковь деревянная (св. Николая), построена в 7152 (1644 г.). При ней колокольня деревянная строена в 1826 г. мастером Повенецкого уезда Пудожского прихода крестьянином Василием Акиловым на собираемую сумму по сборной книге, данной Его Преосвященством Михаилом Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским сего погоста умершему Диакону Иоанну Захарьеву. Здание стоит 1300 рублей. Вторая церковь во имя преподобного Нила Столбенского построена в 1793 г. Олонецкой губернии Вице-губернатором Николаем Алексеевичем Вердеревским на собственное его иждивение... каким мастером работано неизвестно. Есть сведения за 1651 г. о том, что в церкви Николы в Лижемской волости «около храму повыше осмерни под розвалом (разрисован) подзор травами».

Воспоминания Л.А.Плотникова (фрагменты)

Метров 200 от креста на запад к верху устья реки стоял причтовый двухэтажный дом для духовенства, а дальше в метрах 20 церковная ограда, окружавшая Никольскую церковь. Здание церкви довольно обширно с большим куполом и колокольней, окрашенными в белый цвет.

В свое время было украшением села и окружающей окрестности. Особенный красивый вид на церковь и село открывался в летнее время при въезде на лодке или пароходе в Лижемский залив… Церковь на берегу, как белая лебедь, возглавляла и украшала село, и дополняла красивую панораму окружающих гор и лесов.

При входе в Никольскую церковь небольшие сени. Слева вход на колокольню и рядом на стене громадная икона старинной живописи изображение «Страшного суда». Нельзя пройти мимо и не обратить внимания. Каких только мук не придумано бедным грешникам: тут и черти с весами, а на весах грехи, и люди жарятся на раскаленных плитах и варятся в большущих чанах и, наконец, огненная пасть животного, похожего на крокодила, пожирает грешников. Икона довольно древняя и в свое время имела ценность и воспитательное значение, в настоящее время была бы как археологическая древность и образец старинной живописи, но в переходное время (после 1917 года), как и многие другие ценности, не сохранилась. Отец (Апполон Васильевич Плотников), между прочим, говорил, что в то время приезжали старообрядцы из Москвы или Петербурга и предлагали за икону большие деньги. Конечно, икону не продали. Так она и хранилась, как древность.

Все здание церкви делилось на две половины. Первая половина зимняя – Никольская церковь в честь св. Николая. Не так обширная. Имела два придела – слева алтарь в честь св. Николы, справа в честь Успения Божией Матери. Живопись в древнем стиле. Между алтарями был проход во второе отделение в Троицкую церковь. В честь св. Троицы. Это было прекрасное светлое помещение с большим куполом и с 3–ярусным иконостасом с иконами, написанными на полотне в итальянском стиле и, насколько я помню, передавали, что иконы написаны нашим карельским художником Машезерским. Так вспоминал мой отец. Слева на иконостасе левый клирос икона в большой золоченой раме «Сошествие св. Духа на апостолов», а справа в нижнем ряду иконостаса правый клирос «Явление трех странников прав. Авраама у дуба Маврикийского» тоже в золоченой раме… Прекрасное помещение в акустическом отношении… Исключительно удачный был подбор колоколов. Их мелодичное звучание, казалось бы, слушал и слушал без конца. Может быть, потому что он был родной. И не одному мне нравился этот звон…

Древние церковные ценности не сохранились. Были оловянные сосуды церковные и серебряные времен XVII–XVIII вв. и многое другое. Были и подлинные церковные записи исторического значения. Ничего не сохранилось. Все погибло».

В 1860 году в Лижме, на месте сгоревшей старой церкви построили новый храм по образцовому проекту из альбома Константина Тона за 1838 год, но переделали его под деревянное исполнение. Стены были бревенчатые, обшитые доской и окрашенные белой краской под «каменный вид». Кровля и купол храма были покрыты жестью, окрашенной зеленой краской. На фотографиях С. М. Прокудина-Горского в 1916 года можно увидеть издалека вид Лижемского храма. По этому образцовому проекту у нас на севере в середине 19 века было немало построено церквей, как деревянных, так и каменных. Одна из них в селе Уссуна, тоже Никольская церковь.

В 1930-е годы храм в Лижме был закрыт, колокольню и купол разобрали. Во время Великой Отечественной войны кровля и верхние венцы храма сильно пострадали, и в последствии верхняя часть была разобрана, а здание церкви стало намного ниже.

Матушка Ирина Соболева