Что несет нам Борей?

В последнее время, все чаще стали появляется такие сомнительные праздники, как: «праздник красок холи», «день кегри» и др. и вот новое событие, освещаемое во всех средствах массовой информации международный зимний фестиваль «Гиперборея»! Ну на первый взгляд вроде бы и ни чего такого ну холи, ну Гиперборея, а если копнуть поглубже, то основополагающие понятия, заложенные в эти названия совсем не безобидные и тут становиться действительно страшно. Напомню, что Гипербореей называли в греческой мифологии, далекую северную страну (др.-греч. Ὑπερβορεία — букв. «за Бореем»).

В оккультизме же Гиперборея рассматривается как прародина «ариев», «белой нордической расы», и была взята за основу в нацистской Германии, как основополагающая теория превосходства «белой расы» над всеми остальными. Подобную теорию впервые сформулировал основатель оккультного общества «Туле» (за основу взят мифический остров Туле самая северная точка Земли, по преданию именно там зародилась цивилизация гипербореев) в 1918 г. Адам Глауэр (псевдоним Рудольф фон Зеботтендорф) идеология общества базировалась на идеях пангерманизма, антисемитизма и ариософии, для привлечения в свои ряды немецких рабочих, общество было преобразовано в партию НСДАП членом которого в этом же году стал Адольф Гитлер, в последствии он подверг гонениям основателей Туле и стал его единственным руководителем.

Арктическая тема расового превосходства была наиболее раскрыта в трудах Германа Вирта («Происхождение человека» 1928 г., «хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы» 1933 г. и др.), в них Вирт развил тему происхождения «нордической расы» из Актогеи, синонимичной Атлантиде, Гиперборее и Туле. Его расовая теория стала основополагающей в идеологии нацизма в Германии. Член НСДАП с 1925 г., а затем член СС с 1935 г., Вирт выступил основателем и первым директором общества «Аненербе».

Но наиболее широкое развитие оккультная составляющая общества получило под покровительством рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, при нем была запрещена всякая полемика в отношении теории Гипербореи. При нем Аненербе было поручено разработать обрядовые практики для солдат СС, основанные на неоязыческом религиозном мировоззрением. Все ритуальные правила содержали в себе ритуальные песни, руны и иллюстрацию. Вот такой смысл заложен в понятие Гипербореи! (Об этом более подробно можно почитать, например, у Вермишева Георгия Андреевича «Роль оккультного движения в идеологии Третьего Рейха», Матчиева Олега Анатольевича «Гиперборейский вопрос в XIX – XX веках» и др.)

Но это еще пол беды, далее из газет мы узнаем, что бог Борей, готов воссесть на трон Петрозаводска 11 февраля 2023 года! А вот это уже действительно не шутки! Первая заповедь Декалога звучит как: «Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.» (Исх. 20:2-3). Эта заповедь предписывает, что Бог един и нет других богов, кроме него. Святитель Николай Сербский, в толкованиях на заповеди, пишет: «Да не будет других богов, кроме Меня, – заповедал Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них – диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему поклоняйся, только Его бойся.» А что имеем мы? Нацистскую и дьяволопоклонную идеологию в названии праздника, которое никакого отношения не имеет ни к Карелии, ни даже к ее истории?

Непримиримость Православной Церкви по отношению к язычеству общеизвестна. Другое дело, что люди, не обладающие богословскими знаниями, часто попадают в духовную ловушку, участвуя в тех или иных мероприятиях, посвященных языческим событиям или имеющие, как в нашем случае, имена несущие в себе далеко не добрые посылы. Данная статья, направлена на людей, так или иначе ассоциирующих себя с христианством, и направлена на то, чтобы уберечь их от той духовной западни, в которую, они по незнанию могут попасть, так по словам апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2 Кор. 6: 14-16).

Важно отметить, что Церковь никогда не боролась с людьми, но всегда была против греха, как проявления демонического влияния на людские умы и души: «… наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». (Еф. 6:12).

В свете вышеизложенного можно сказать, что у христианства с «миром» и «культурой» есть точки преткновения – христианство не выступает за сохранение языческой культуры в неизменном виде, тем более ее реконструкции, не выступает за консервацию ее в виде «экспоната», такие попытки мы видим в современном медиапространстве, представляя нам это якобы в виде культурного наследия предков, но в первую очередь задача христианства заключается в том чтобы созидать доброе и светлое, взамен того что однозначно интерпретируется им как зло. Множество языческих культур уже было преобразовано христианством, а не уничтожено, обогащая эту культуру и приумножая ее: так греки, после принятия Православия, не перестали быть греками, так и карелы, приняв практически 800 лет назад Православие, не перестали быть карелами. Христианство позволяет национальной культуре сохранить самоидентичность, оно дает ей новый стержень, на основании которого строиться новая жизнь христианизированного народа и Евангелие прямо говорит об этом: «…Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». (Мф. 13: 31- 33).

Карельский народ выбрал свое будущее, недаром на Небесах просиял сонм Карельских Святых (печально сказать, что в Карелии нет храма в честь своих святых), с Верою в сердце несли они Слово Божие простым карелам, вепсам, финнам, а те принимали Его с радостью, отражая эту радость в народном творчестве:

Вырос Марьятты сыночек,
Вырос мальчиком прекрасным.
Как назвать его, не знали,
Рос без имени малютка.
Мать его звала цветочком,
А чужие звали праздным.
Окрестить его хотели,
Окропить его водою.
Для крещенья прибыл старец,
Для моленья Вироканнас. <…>
Крестит мальчика тот старец
И дитя благословляет:
"Карьялы король да будешь,
Власти всей ее носитель!" (Руна: 50)

Конечно, в этих образах легко узнаются Пресвятая Богородица, Крещение Спасителя и сам Христос. Так народ приветствовал Православную Веру и так молился Богу, не смог пребывать во тьме, но постепенно шел к свету:

Так родитель мой молился,
так я сам молюсь сегодня:
помоги Творец небесный,
защити нас, Боже правый,
милосердною рукою, властью
собственной, могучей...
Будь опорой неизменной,
будь хранителем надежным,
чтоб дитя с пути не сбилось,
чтобы не сошел сыночек
с созданной Творцом дороги,
с тропки, Богом проторенной (Руна: 9)

Если с таким трепетом молились наши предки, то возникают закономерные вопросы: зачем мы вновь возвращаемся к тому, отчего отказались наши предки почти 800 лет назад? Зачем современному обществу навязывается язычество, не на прямую, а так исподволь, в виде праздников и мероприятий, даже не имеющих к истории Карелии никакого отношения? Для чего эта борьба с вековыми ценностями?

Пусть на это ответит каждый сам для себя.

Клирик Сяндемского Успенского монастыря
иерей Симеон Ряппиев

Новости