Чуждые радости в яркой упаковке

Тема «раскрутки» языческих мотивов в праздниках очень своевременна. В советское время мы были совершенно отторгнуты от веры, но нравственные рамки были очерчены идеологией. В 90-е воцарилась вседозволенность. К нам хлынуло все – и хорошее, и плохое. И заполнило нашу опустошенность. В то время много людей стало принимать крещение, но большинство воспринимало православие скорее как красивые обряды.

Вообще стремление людей к красивым и порой загадочным сакральным ритуалам начинается с детства – помните «…в одном черном-черном городе…». Таинственное, магическое обладает для многих сладкой притягательностью и выглядит поначалу «невинно», безопасно – ну подумаешь, кому-то интересны красивые рунические знаки, кому-то Веды, кто-то погружается с головой в йогу не как в физическую активность, а и как в верование.

Кому-то, наверное, кажется, что наши пастыри чересчур требовательны и сгущают краски, предостерегая нас от чуждых развлечений. Но ведь из искры разгорается пламя, из безобидных игр в языческие обряды может вырасти подлинный интерес детей к бесовским культам.

Вспоминаю, как в Египте при посещении одного из комплексов с
замечательными образчиками древней архитектуры, местный гид показал какой-то каменный объект, несущий смысл верований древних, и рассказал, что надо сколько-то раз обойти объект, что-то потереть и что-то загадать (уверена, что это современный маркетинговый миф). И как же грустно было нам, нескольким участникам экскурсии, стоять в стороне и наблюдать, как наши соотечественники (большинство с нательными крестиками) как веселые барашки исполняют этот ритуал… То же чувство испытываешь и наблюдая за внедрением в наш многонациональный культурный ландшафт осколков язычества. Это процесс не естественный, а рукотворный. И основан он, я надеюсь, не на злом умысле, а на желании завернуть что-то эдакое, экзотическое, привлекающее своей новизной – то есть чистый маркетинг. А осколки-то острые…

Кстати, довольно яркий пример отношения у католиков к хэллоуину описан в книге «Скарлетт» - верующие опасались в этот день разгула бесовщины.

Почему мы порой так наивны и неустойчивы, так падки на яркое и необычное? Ведь посмотрите на верующих других мировых религий – вряд ли вы увидите, чтобы они позволяли своим детям принимать участие в мероприятиях, которые несут в себе элементы других верований. То есть они защищают свою нравственную и религиозную идентичность. Да и некоторые народы севера или африканского континента, исповедующие шаманизм, не станут принимать участие в ритуалах чуждой для них веры.

Мне кажется, было бы очень полезно познакомиться с мнением на эту тему ученых историков и богословов, специалистов в сфере психологии и педагогики. Ведь проблема проникновения религий и верований друг в друга (религиозный синкретизм) присуща нашей республике и обусловлена историей крещения карел и положением Карелии на карте.

Давайте сохранять, взращивать и усиливать свое, родное, светлое. То, в чем не надо каяться и чего не надо стыдиться.

Светлана, прихожанка Крестовоздвиженского Собора г. Петрозаводска