9 ДЕКАБРЯ исполнилось 10 лет Духовно-просветительскому православному центру «Журавка». В этот знаменательный день журавкинцев всех поколений, собравшихся в стенах Петрозаводской школы №4, посетил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. Владыка поздравил собравшихся с юбилеем. Он отметил, что ныне существующие Православный центр во имя св. Александра Свирского и первая Православная школа Петрозаводска корнями уходят в «Журавку». С первого дня существования Центра, давшего возможность горожанам после долгих лет государственного атеизма, впервые окунуться в православную традицию, его возглавляет большой труженик священник Геннадий Кузькин. В дар Православному центру «Журавка» Архиепископ Мануил преподнес икону святого Андрея Первозванного, выложенную из полудрагоценных камней.
* * *
Что такое Журавка? #9;Это название речки в Пудожском крае. Так же называется Духовно-просветительский центр в Петрозаводске. За десять лет своего существования этот «кораблик» четырежды менял «прописку». Впрочем, рекам и тому, что зовется духовными устремлениями, прописка как бы и ни к чему. Организовал эти устремления, направил их в журавкинское русло Евгений Степанович Кузькин. Ныне кормчий «Журавки» отец Геннадий - настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Шуе.
В начале декабря исполняется 10 лет плавания «Журавки» по волнам житейским. По случаю юбилея участники этого удивительного плавания просят слова.
Листая страницы…
Сергей Хохлов, обозреватель газеты «Карелия»:
Название «Журавка» запестрило на страницах газет с сентября 1993 года. Именно тогда на улице Повенецкой в пристройке к зданию общежития педучилища №1 в доме 2а был открыт Дом православной молодежи «Журавка». Это был прекрасно обустроенный каминный зал, в котором стали собираться люди для духовного общения. Деятельность Дома православной молодежи связывают с именами Николая Озолина и Константина Савандера (сегодня оба - священники). 4 декабря 1993 года «Журавка» распахнула двери для всех желающих побеседовать о православном мироощущении. Эти беседы проводил дьякон Крестовоздвиженского собора Александр Мусин. Он же вел занятия Воскресной школы для детворы.
Однажды помещение на Повенецкой, в которое строительная организация Евгения Кузькина вложила немало сил и средств, пришлось оставить. Свой новый временный приют «Журавка» (теперь это уже Дом православной русской культуры) обрела при 18-й средней школе на улице Горького. Новое помещение было отремонтировано, а 30 сентября 1995 года освящено. Здесь продолжились занятия детской воскресной школы. С 1996 года тут действуют катехизические курсы. Отсюда организуются первые паломнические поездки в Муромский, Важеозерский монастыри… В этот же период начинает издаваться первый печатный орган православной общественности журнал «Журавка», свидетельство о регистрации которого было выдано Геннадию Кузькину в ноябре 1995 года. За полтора года вышло пять номеров журнала. В дальнейшем надобность в его издании отпала, поскольку в республиканской газете «Карелия» стало выходить епархиальное православное приложение «Сретение».
5 января 1998 года у «Журавки» вновь новоселье. В этот день освящено помещение на ул. Кирова, перед тем капитально отремонтированное строительной организацией Кузькина. График работы Духовно-просветительского центра «Журавка» становится очень насыщенным. Это и занятия воскресной школы, и катехизические курсы, и встречи с интересными людьми, и новые паломничества, и праздничные чаепития и спектакли… При центре действует библиотека. Параллельно с просветительской деятельностью затеваются большие стройки. Журавкинцы во главе с Е. Кузькиным всем миром возводят часовню Петра и Павла на улице Лыжной. Ее торжественное освящение состоялось 16 августа 1998 года. Это детище архитектора Николая Куспака признано лучшим объектом, построенным в Петрозаводске в 1998 году.
«Мы счастливы, - сказал как-то Евгений Кузькин, - если люди благодаря нашим усилиям находят свой путь к православному храму». Привел непосредственно в храм путь и самого Е. Кузькина. 22 ноября 1999 года владыко Мануил рукополагает его в священнический сан. С той поры отец Геннадий успевает совершать круг церковных богослужений и треб и одновременно ведет большую работу по строительству новых церковных объектов. При его непосредственном участии построена церковь Рождества Иоанна Предтечи в Шуе и часовня Константина и Елены на кладбище в Бесовце. В поселке Мелиоративном близка к завершению церковь Серафима Саровского. В 9-й колонии строится часовня Ионы Яшезерского, а в Шуе - часовня Александра Свирского… В этом казалось бы непосильном труде отцу Геннадию помогает община, которую он создал. На «Журавку» у о. Геннадия теперь остается немного времени, но благодаря его духовному окормлению она продолжает свою деятельность. «Журавка» вновь «переехала» и теперь она находится на Вытегорском шоссе рядом с часовней Петра и Павла.
Много сделал отец Геннадий при поддержке своих духовных чад для открытия в Карелии, в Петрозаводске, первой Школы православной культуры. Второй год она действует при общеобразовательной школе №4. Здесь же разместился методический кабинет по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Идея открытия в Петрозаводске православной гимназии, которую Кузькин вынашивает много лет, пока не находит серьезной поддержки.
Кроме всего прочего, успевает отец Геннадий организовывать и новые паломничества, и праздники, и летний отдых детей… При Шуйском приходе стал традиционным летний православный детский лагерь. Подобные лагери впервые в России стали организовываться при монастырях. С 1998 года дети «Журавки» приезжают потрудиться, отдохнуть и помолиться в Важеозерский монастырь. В 2003 году детский лагерь был открыт на Валааме…
Перелистывая страницы истории, удивляешься, как много удалось сделать группе православных единомышленников при окормлении духовного пастыря. «Вера без дел мертва», - любит повторять отец Геннадий. Если и в самом деле судить о вере по богоугодным делам, то можно порадоваться, что есть среди нас люди с самой что ни на есть живой верой.
Дорога к моему сердцу
Галина Викторовна Гапонова:
- В начале ноября 1993 года я стала посещать православные чтения, о которых узнала по радио. Они проводились по воскресеньям в Доме культуры обкома профсоюзов (на Дзержинского). Беседы вели разные священники, но обязательно присутствовал и владыко Мануил, который разъяснял наиболее сложные вопросы. Однажды нам объявили, что в следующее воскресение встреча состоится на улице Повенецкой, где в то время действовал Дом православной молодежи «Журавка».
Придя в «Журавку», мы оказались в просторном каминном зале. В уютной атмосфере за чашкой чая занятия с нами проводил дьякон Александр Мусин. В тот первый вечер нам был показан фильм духовного содержания.
Было такое ощущение, что я открыла для себя другой мир. Летала на занятия как на крыльях. У меня до сих пор все конспекты целы.
К лету 1994 года курс был завершен. Осенью 1995 года я вновь стала посещать воскресные занятия. «Журавка» к этому времени сменила адрес и действовала при 18-й школе на улице Горького. Постепенно воскресные занятия переросли в катехизические курсы для учителей. Экзамен сдавали в апреле 1996 года самому владыке. Но и после курсов встречи в «Журавке» за чашкой чая продолжались. На них приглашались интересные люди, такие, например, как профессор-филолог Владимир Захаров, писатель Виктор Пулькин, художник Дмитрий Поленков…
Родилась идея паломнических поездок по святым местам. Мне было поручено заняться организацией паломничества в Муромский монастырь. Созвонились с игуменом Афанасием, договорились о деталях. В мае 1996 года на Николу Чудотворца тронулись в путь. Это была незабываемая поездка. Столько событий, встреч! На родине Евгения Степановича увидели, наконец, речку Журавку, о которой до той поры только слышали. В Гакугсе в ожидании переправы по Муромскому озеру в монастырь сами собой родились две песни о Журавке, которые и сегодня не забыты…
Следующим было паломничество в Важеозерский монастырь… Эти паломничества в святые обители, организованные православной общественностью Петрозаводска, оказались первыми в новейшей истории. Очень многое в деятельности «Журавки» было впервые. Первые паломничества, установка первых поклонных крестов на месте разрушенных храмов, первый крестный ход на Троицу в Пудоже…
Активный период, связанный с «Журавкой», завершился у меня в 1997 году, когда я со сломанной ногой оказалась в больнице. В этот период, когда мне было особенно трудно, православные журавкинцы показали, что они и в самом деле православные. Меня окружили таким вниманием и такой заботой, что, наверное, благодаря этому я и выжила. Для меня «Журавка» это дорога к моему сердцу.
Как мы стали православной общественностью
Валентина Ивановна Дегтярева (в 1996-98 годах ее называли хозяйкой дома «Журавка»):
- О «Журавке» впервые узнала из газет. Прочла, что издается в Петрозаводске журнал под таким названием православного содержания. Потом уехала в паломничество на Святую Землю. А когда вернулась, то прихожанка Екатерининской церкви Вера Никитина (теперь это монахиня Ксения) стала приглашать в «Журавку», чтобы я рассказала там о своем путешествии. Да только я все никак не могла собраться.
В январе 1996 года на рождественской елке в 30-й школе впервые познакомилась с директором «Журавки» Евгением Степановичем Кузькиным. Он сам ко мне подошел и пригласил на встречу. И я вошла в «Журавку» как в свой дом…
Весной 1996 года начались паломничества журавкинского сообщества по святым местам. Через эти паломничества происходило знакомство с историей края. В них рождались нравственно-патриотические чувства, укреплялась и воспитывалась вера православная. Это происходило в период искушений, когда нашу веру пытались подменить разными суррогатами, начиная от Аум Синрике и кончая кашпировщиной. Мы в этой буре соблазнов выстояли во многом благодаря «Журавке».
Во время одного из паломничеств мы оказались в часовенке Казанской Божией Матери под Пудожем. Ее поставил простой рабочий парень, тридцатилетний Саша Шеин. Безденежье, детей нечем особо кормить - а он ставит часовни! (Когда мы в следующий раз в Пудож приехали - он уже третью часовню построил!) И вот мы все тогда из часовни вышли, а Евгений Степанович там задержался. Мне было поручено часовню закрыть. Я туда загляну, а он все на коленях стоит… Эти паломничества его, может быть, больше других на божественный лад настраивали. Евгений Степанович тоже стал строить часовни, церкви… А мне не раз говорил, что вы, Валентина Ивановна, готовьтесь перенимать дела, а мне, судя по всему, предстоит священнический крест и, вероятно, придется уехать отсюда.
Так и случилось. Евгений Степанович был рукоположен в священнический сан. Став отцом Геннадием, он теперь окормляет Шуйский приход.
Кстати не только у него, у многих, кто соприкоснулся с «Журавкой», жизненный путь повернул к храму. Стали священниками руководитель дома православной молодежи «Журавка» Николай Озолин (ныне отец Николай) и выпускник первых катехизических курсов Константин Савандер (отец Константин). Духовные темы по-новому зазвучали в творчестве художника Дмитрия Поленкова и писателя Виктора Пулькина. Вера Никитина пострижена в монахини. Галина Гапонова, воспитанница Валаамского монастыря, также подвизается на монастырской ниве, но - в качестве послушницы. Я вожу экскурсии по святым местам… Кого ни возьми, у всех хоть маленькая, но прибавка в духовном стяжании. А если нет духовного плода, то зачем это все…
В стенах «Журавки» Геннадию Кузькину было как будто всегда тесно. Его энергии хватало на все. Благодаря его стараниям в Карелии при монастыре возник первый в современной России детский православный лагерь. Он был организован при Важеозерском монастыре в 1998 году. Бывало, что-то долго не видно Евгения Степановича. И, вдруг, объявляется и сообщает: «Я из Важеозерья вернулся…» - «А чего вы туда ездили?» - «Да вот, отвез для ребят масло растительное, то, се…» Он без конца туда-обратно летал. Сердце нужно было ко всему прикладывать, и он очень щедро всем, что имел, делился.
Однажды он организовал духовно-просветительскую конференцию в школе искусств. На нее явилось немало ярких личностей. Мне эта конференция запомнилась тем, что Андрей Литвин, преподаватель Педуниверситета, рассказывал о духовной географии нашего края. Для меня этот термин - духовная география - звучал как откровение. Мы к тому времени уже совершили несколько паломничеств - и тут как бы общий знаменатель к пройденному подводился.
А после Кузькин стал одним из организаторов Арсеньевских чтений (далеко не все знают, что Арсеньев, великий путешественник и православный христианин, воспитатель будущего императора Александра II, похоронен в Петрозаводске в Крестовоздвиженском храме). Просветительская деятельность в «Журавке» была очень насыщенной. Ведь книги-то по православию тогда были не всякому доступны.
Роль «Журавки» в воцерковлении трудно переоценить. И не только. Мы все, вдруг, почувствовали, что стали православной общественностью, к которой прислушиваются. Если этого не было, мы требовали, чтобы наш голос был услышан. И хотя сегодня многие отошли от дел в «Жаравке» (я не исключение), ощущение соборности осталось.
Звенышко в золотой цепи
Виктор Иванович Пулькин, писатель:
- В Духовно-просветительский центр «Журавка» и одноименный журнал меня привело то, что я занялся написанием цикла сказов о житиях святых: поморских, заонежских, каргопольских, карельских, вепсских. Путешествуя, я знакомился с изустными легендами, и эти легенды последовательно воплощал в своем творчестве, дополняя тем самым малоизвестные страницы истории. Первый цикл житий святых «Северная Фиваида» был написан по благословению епископа Мануила и опубликован в журнале «Север» в 1993 году.
Идея издания журнала, в котором бы повествовалось о православии в Карелии, о ее старине и культуре, показалась мне интересной. В редакции собрался коллектив единомышленников, пишущих на православные темы, с которыми было интересно работать и общаться, поверять свои идеи, узнавать что-то новое. С той же целью я посещал лекции, которые читали владыко Мануил, игумен Тихон, отец Олег Евсеев, дьякон Александр Мусин…
«Журавка» многое дала всем нам. С любовью к православию здесь прививался интерес к народной культуре, истории Карелии. Тому же способствовали паломнические поездки, первыми из которых были путешествия на Яшезеро и в Кириллов монастырь. Потом были паломничества в Муромский, Важеозерский, Свирский монастыри…
Я написал около двадцати новых сказов того же цикла. Они опубликованы в десятках периодических изданий, в том числе в журнале «Журавка». Когда они будут сведены в книгу? Это, вероятно, произойдет тогда, когда все будет выверено и исправлено. И, разумеется, - когда на это окажутся средства.
Мой скромный вклад в работу Духовно-просветительского центра - это всего лишь звенышко в той золотой цепи, которую образует наша уважаемая «Журавка», за что ей кланяюсь.
С Богом в душе
Любовь Ивановна Гришина:
- Так случилось, что в 1997 году мне захотелось совершить паломничество в монастырь. Узнала, что существует некая «Журавка», которая такие паломничества организует, и с тем пришла в православный дом. Записалась на катехизические курсы и вскоре очень полюбила сердечную атмосферу «Журавки». Мы собирались по вторникам, слушали интересные лекции отца Олега, делились впечатлениями о паломнических поездках. Всегда очень эмоционально выступала хозяйка православного дома Валентина Дегтярева. Все это привлекало, сплачивало и приобщало к духовной жизни. Записавшись в «Журавку», я ведь поначалу церковь не посещала. Лишь на другой год стала ходить в Екатерининку. Таким образом, «Журавка» - это моя дорога в храм.
С православными знаниями мне открылся совсем другой мир, которого я прежде не знала. Я поняла, что радость бывает не только от обладания материальными благами или от сытой жизни, но и от встречи с Богом. И жить стало легче. Если есть Бог в душе, не могут его отнять ни болезнь, ни старость…
Не теряйтесь!
Дмитрий Степанович Поленков, художник:
- Хочется пожелать, чтобы «Журавка» процветала. Чтобы мы вновь и вновь были участниками организуемых ею паломнических маршрутов. По их мотивам я написал немало работ. Все они исполнены какой-то особой одухотворенностью намоленных мест. С той поры, что бы я ни писал, стараюсь проникнуться той духовной атмосферой, которую хочу выразить в красках.
Хочется также, чтобы те, кто прошел школу «Журавки», поддерживали между собой дружеские отношения и не терялись в житейском море.
На снимках: празднование 10-летия "Журавки",
фото О. Сидловской