К 150-летию освящения храма ап. Иоанна Богослова при Олонецкой Духовной семинарии в Петрозаводске

ПЕТРОЗАВОДСК. Домовая церковь в честь апостола Иоанна Богослова при Олонецкой Духовной семинарии устроена 150 лет тому назад в 1872 на пожертвования купца А. П. Базегского на третьем этаже центральной части четырёхэтажного нового здания семинарии, построенного в 1869-1872 по проекту арх. М. П. Калитовича в Петрозаводске. Освящена церковь 27 августа 1872. Закрыта в 1918 вместе с семинарией. Здание передано под казармы Коммунистического полка. В настоящее время территория занята войсковой частью.

2 ноября 2017 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин посетил здание бывшей Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. Митрополит Константин осмотрел здание семинарии и посетил место, где находился семинарский храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, здесь был пропет тропарь, кондак и величание храмовому святому.

Представление о необходимости открытия Олонецкой Духовной семинарии было подано в мае 1829 г. в Святейший Синод первым Олонецким епископом Игнатием (Семеновым). 27 октября (9 ноября н.ст.) этого же года семинария была открыта. Она действовала в Петрозаводске 89 лет и за эти годы подготовила 67 выпусков.

Первоначально семинария размещалась в здании Петрозаводского духовного училища на набережной Онежского озера у общественной пристани. Воспитанники, уроженцы Олонецкой губернии, были вызваны из Петербургской и Новгородской семинарий. Первые преподаватели приехали из Новгородской и Петербургской духовных школ. При семинарии была создана библиотека. Согласно распоряжению Комиссии духовных училищ из 21 семинарии России были высланы имевшиеся у них вторые экземпляры книг. Архиепископ Олонецкий Игнатий (Семенов) в 1850 г. завещал передать семинарии свою уникальную личную библиотеку, содержавшую многочисленные печатные книги и рукописи. К концу XIX в. в Олонецкой духовной семинарии было сформировано богатое систематическое книжное собрание, одна из лучших семинарских библиотек России.

Первоначально в семинарии был введен трехгодичный курс обучения с преподаванием 28 дисциплин. Существовало 3 отделения: риторики, философии и богословия. Согласно уставу семинария находилась в Санкт-Петербургском академическом округе и помимо местного архиерея подчинялась академическому правлению. Кроме богословских дисциплин преподавались общеобразовательные: риторика, математика, гражданская история, география, философия, древние языки. До 40-х гг. XIX в. часть предметов преподавалась на латинском языке. С самого начала существования до 1872 г. в семинарии преподавался карельский язык. С 1845 г. началось преподавание естественных наук, агрономических знаний, медицины, необходимых для сельского пастыря. В 1855 г. возникло миссионерское отделение с преподаванием истории раскола.

С 1872 г., согласно новому Уставу, был установлен шестилетний срок обучения: 4 года общеобразовательного и 2 года богословского курса. Обучение стало всесословным, плата с учеников взималась не за обучение, а за содержание. Из программы были изъяты естественные науки и изучение раскола, введены обзор философских учений и педагогика. В целях подготовки учеников старших классов к должности учителя открылась воскресная школа.

К 1872 г. при поддержке местного купечества и городской Думы было построено новое просторное семинарское здание. На первом этаже находилась столовая, на втором – классные комнаты, библиотека и актовый зал. На третьем этаже размещалась домашняя церковь во имя ап. Иоанна Богослова. В семинарии переплетались процессы обучения, нравственного и духовного воспитания. С 1890-х гг. при семинарии существовал кружок иконописания, семинаристы совершали паломнические поездки по местным святыням и монастырям. С 1898 г. при семинарии находилась редакция «Олонецких епархиальных ведомостей» и богословские курсы для желающих, а с 1913 г. – Общество по изучению Олонецкой губернии.

В Духовной семинарии получали среднее образование выходцы из духовного сословия, уровень преподавания был достаточно высок. Выпускники поступали на церковную и гражданскую службу, продолжали свое образование в высших светских и духовных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство из них становились священнослужителями Олонецкой епархии, многие одновременно являлись учителями в своих приходах, где открывали церковно-приходские школы.

С Олонецкой Духовной семинарией связаны имена известных в России видных церковных деятелей, ученых, писателей, некоторые из которых причислены Русской Православной Церковью к лику святых: известный духовный писатель свт. Феофан Затворник (Говоров), сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, автор множества методических работ по воспитанию и образованию детей, сщмч. Никодим (Кононов), епископ Белгородский, составитель Олонецкого патерика, сщмч. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, принявший мученическую кончину в 1922 году. Среди ректоров и выпускников семинарии не менее известные в истории Церкви имена: протоиерей Николай Кириллович Чуков, наблюдатель церковных школ, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Будучи ректором семинарии, он сделал очень многое для народного просвещения в Олонецкой губернии. Епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников); И.Е. Троицкий, известный церковный историк, бывший одновременно профессором Петербургских Духовной академии и университета. Олонецкую Духовную семинарию в разное время оканчивали известные краеведы: И.И. Благовещенский, Е.В. Барсов, Д.В. Островский.

Основателем духовной семинарии в Петрозаводске был первый Олонецкий архиепископ Игнатий (Семенов) – один из выдающихся архиереев своего времени, известный духовный писатель и церковный деятель. Некогда несправедливо забытое имя архиепископа Игнатия стоит в одном ряду с именами лучших представителей отечественной культуры, связанных с краем.

За деятельностью семинарии внимательно наблюдали все олонецкие архипастыри, они считали своим долгом заботиться об этом учебном заведении. В конце 60-х – начале 70-х гг. XIX в. для Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске было сооружено новое четырехэтажное здание. К концу XIX века семинария в Петрозаводске считалась одним из лучших духовных учебных заведений России того периода.


Семинария прекратила свою деятельность в 1918 г. Здания были переданы Народному комиссариату просвещения, вскоре отданы в ведение военных учреждений.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2022 год по материалам Н. Басовой