К 70-летию со дня кончины митрополита Григория (Чукова)

Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков).    (1870-1955 гг.). 

                                           Петрозаводский  период  жизни.

       5 ноября 2025 г. исполняется 70 лет со дня кончины митрополита Григория (Чукова).

       Владыка Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, наш земляк, уроженец  города  Петрозаводска., происходил из крестьянского рода  сказителей. В своих воспоминаниях он упоминает о том, что ежегодно на «Петров день», престольный праздник городского Петропавловского собора в гости к ним приезжал дед, Абрам Ефтихиевич, известный сказитель, которого в свое время записывал Гильфердинг, родом дед был из Пудожской волости. Отец Николая, Кирилл Абрамович родился в деревне Пудожская Гора Повенецкого уезда и, несмотря на то, что происходил из крестьян, крестьянским трудом никогда не занимался, так как очень рано выучился грамоте, имел  красивый почерк и в возрасте десяти лет был взят в Повенец в канцелярию окружного начальника для переписки бумаг. Затем он служил у купца И.Л.Скокова по торговой части в Петрозаводске и Санкт-Петербурге.

        В 1861 году Кирилл Абрамович  встретил свою будущую жену Анну Ивановну Барышеву, и вскоре они поженились. Семья переехала в Петрозаводск, где  он открыл собственную гостиницу. 1 февраля 1870 года в семействе Чуковых родился сын  Николай, будущий Владыка Григорий. Новорожденного нарекли Николаем в честь прп. Николая Исповедника, именины его были 4 февраля. Николай рос в семье единственным ребенком и был окружен вниманием и заботой старших членов семьи. Позднее митрополит Григорий вспоминал: «Я рос один среди взрослых. Естественно, что большую часть времени вращался около взрослых, жил с ними одной жизнью, воспринимал их взгляды и отношения». 1

       В то время Петрозаводск был небольшим губернским городом  с числом жителей около 12,5 чыс. человек по переписи 1897 года. По воспоминаниям современников это был чистый, тихий городок с тремя православными храмами на главной площади и Александровским снарядо-литейным заводом в центре. Большинство городских домов были деревянными, но центральную часть города украшали каменные строения: Святодуховский Кафедральный собор, заводская церковь во имя св. бл. вел. кн. Александра Невского, Крестовоздвиженская церковь на Троицком кладбище, к 1872 году  было построено четырехэтажное здание Олонецкой Духовной семинарии.

     На Круглой площади  стояли двухэтажные каменные дома, в которых разместились присутственные места и покои Олонецкого губернатора. Еще в конце  XVIII  века  при соединении Нагорной улицы (в XIX веке -  Мариинской, а в наши дни пр. Карла Маркса)  с  Соборной площадью был построен каменный гостиный двор. С 1828 года Петрозаводск стал центром Олонецкой епархии, в древнем Петропавловском, а с 1872 года в новом Святодуховском соборе находилась кафедра епископов Олонецких. В небольшом губернском городе было семь православных храмов и более десятка домовых церквей. 

       Семья Чуковых жила  в доме Линдемана, на углу Малой Подгорной (ныне улица Титова) и Соломенской (с 1902 г. – Жуковской, ныне Куйбышева). В 1876 году Николай поступил в частную школу, а через два года в Петрозаводскую гимназию. Начиная с 3-го класса гимназии, он прислуживал в алтаре домовой Николаевского детского приюта  Покровской церкви, а затем в Святодуховском Кафедральном соборе. Встреча с Преосвященным Павлом (Доброхотовым), епископом Олонецким, сыграла решающую роль в жизни юного гимназиста. После окончания 5-го класса Петрозаводской гимназии, в 1884 году, Николай решил, что должен получить духовное образование, епископ его благословил и он перевелся во второй класс Олонецкой духовной семинарии, благодаря покровительству Преосвященного Павла, новому семинаристу было назначено казенное содержание. В годы учения у Николая сложились хорошие отношения с товарищами по семинарии, но особенно дружен он был  с  В.П.Казанским, будущим  новомучеником, митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином.

       После окончания семинарии, в 1889 году, епископ Павел предложил Николаю Кирилловичу должность надзирателя и эконома в Петрозаводском Духовном училище, где он получил, как позднее  сам отмечает «первый педагогический опыт». Прослужив два года в училище, Николай Кириллович в сентябре 1891 был зачислен в число студентов Петербургской Духовной Академии. Денег на первый взнос за обучение в Академии у него не было, так как к тому времени отец уже умер, и от бывшего скромного благополучия ничего не осталось,  он одолжил необходимую сумму у своего будущего тестя, смотрителя Петрозаводского Духовного училища Д.И.Любецкого. (Сорокин Владимир, протоиерей, профессор. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) С. 56).

       В июне 1895 года Н.К Чуков закончил академию и, посетив древние храмы и монастыри Новгорода, в составе археологической экскурсии, в июле того же года вернулся в Петрозаводск  к  матери.

     Преосвященный Павел, епископ Олонецкий и Петрозаводский тепло принял Николая Чукова и  предложил ему  место епархиального наблюдателя церковных школ Олонецкой епархии. Должность наблюдателя была привлекательна во всех отношениях. Недавний выпускник Духовной академии получал возможность заниматься очень важным и интересным делом, к которому имел склонность – развивать народное образование в Олонецком крае. Заведование церковными школами епархии предоставляло большие возможности для реализации таланта в области педагогической деятельности, кроме того,  работа в этой должности давала хорошее жалование.

    Все складывалось очень удачно, по завершении учебы открывались возможности в полной мере проявить себя как деятельного и заинтересованного работника народного просвещения и наконец-то выбраться из нужды. Свою работу в этой области Николай Кириллович Чуков начал с ознакомления с деятельностью церковных школ в Олонецкой епархии. По благословению Епископа Павла он совершил инспекторскую поездку по городам и весям Олонецкого края, знакомясь с  наблюдателями школ по уездам. Впечатления от поездки были разнообразными и не всегда утешительными, но благодаря этой командировке будущий наблюдатель церковных школ составил доклад для  Преосвященного и сам получил ясное представление о состоянии начального образования в Олонецкой епархии. Все последующие годы со времени утверждения его в этой должности, которое состоялось по представлению епископа Павла (Доброхотова), 8 сентября 1895 года, Николай Кириллович все свои силы отдавал делу народного просвещения. (Там же. С. 82)

      Он состоял в должности наблюдателя церковных школ с 1895 по 1911 годы. 14 апреля  1897 года, на второй день после Пасхи, епископ Павел рукоположил Николая Кирилловича во священника.  Служение его на ниве народного образования было весьма плодотворным.  «За пятнадцать лет деятельности о. Николая Чукова в должности епархиального наблюдателя  число церковных школ увеличилось вдвое (со 161 до 325). Количество учащихся в этих школах возросло на 82 %, достигнув 8 513 человек. Особенно повысился процент учащихся девочек. Около трети детей Олонецкой губернии получало начальное образование в церковно-приходских школах.». (Там же. С.96).

      С именем о. Николая Чукова исследователи связывают быстрый рост грамотности в Олонецкой губернии,  подтверждение этому мы находим в цифрах, приведенных в «Новом энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Ефрона:  В 1897 году процент грамотных к общему числу населения составил 19,4; в 1909 году – 28,9 %.  (Там же С. 97)

      Чуть меньше чем за пятнадцать лет деятельности о. Николая в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, было построено 268 новых школ различных типов, но обучение детей еще не было всеобщим. Кроме устройства новых школ, он также активно работал над составлением новых учебных программ, которые более соответствовали требованиям времени и возможностям учащихся. Особое внимание уделялось школам, в которых обучались дети представителей карельского  и вепсского населения    Олонецкой губернии. Если в русскоязычных приходах программа обучения была рассчитана на два-три года, то в карельских и вепсских, она составляла три, а иногда и четыре с половиной года. Новые программы следовало утвердить в Святейшем Синоде, разрешение на введение их в учебный процесс было получено благодаря  ходатайству епархиального училищного совета и поддержке епископа Павла. О. Николай заботился о том, чтобы   школы были обеспечены хорошими учебниками и при них были сформированы школьные библиотеки.  Благодаря его усилиям количество изданий в школьных библиотеках к концу 1909 года насчитывало 55 396 книг. (Там же.  С. 98)

     Уровень преподавания в школах,  во многом зависел от подготовленности педагогов,  и этим вопросом также занимался о. Николай. Руководил церковно-приходской школой, как правило, священник, а учителями становились выпускники Олонецкой Духовной семинарии и Епархиального женского училища. Для них епархиальный наблюдатель проводил в Петрозаводске летние педагогические курсы, которые окончили более 450 учителей. В приходах, где преобладало карельское население, преподавание  велось на родном языке. А позднее изучение карельского языка было введено в Олонецкой Духовной семинарии и Епархиальном женском училище, что помогало молодым специалистам быстрее освоиться среди местного населения Олонецкого края и преподавать некоторые предметы на их родном наречии.

     Все предпринятые о. Николаем меры полностью себя оправдали и дали хорошие результаты. Олонецкая губерния была признана одной из лучших в России в области развития народного образования.

     Отец Николай был счастлив и в семейной жизни, еще в 1896 году он женился на петрозаводчанке, Валентине Дмитриевне Любецкой, дочери смотрителя Духовного училища, Д.И.Любецкого. В семействе Чуковых было пятеро детей: Николай, Борис, Анна, Александр и Вера.

      Кроме должности епархиального наблюдателя о. Николай, начиная с 1897 года, исполнял должность священника в Успенской церкви Николаевского детского приюта и пользовался уважением его попечительницы – Прасковьи Николаевны Демидовой, супруги Олонецкого губернатора. С приездом губернатора Н.В.Протасьева приютская церковь сделалась как бы «губернаторской»: Н.В.Протасьев с семьей посещал ее не только по праздникам, но и каждую субботу и воскресенье. Так произошло довольно близкое знакомство о. Николая с губернаторской семьей, все члены которой вскоре стали его духовными детьми, и он пользовался любовью и уважением всего высокопоставленного семейства.

      Отец Николай, никогда не отказывался ни от какой работы, которую ему предлагали, и поэтому был членом многих общественных комитетов, попечительств и обществ. Активно занимаясь общественной работой, он был известным человеком не только в  губернии, но и в Санк-Петербурге, в частности в Святейшем Синоде. О. Николай принимал участие во многих общественных мероприятиях общероссийского масштаба.

     В 1910 году в Олонецкую губернию приехал новый губернатор Н.Д.Грязев. Вскоре ректор Олонецкой Духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов) был призван на  архиерейское служение в Белгородскую епархию. На освободившуюся должность ректора семинарии губернатор Н.Д.Грязев предложил кандидатуру  протоиерея Николая Кирилловича Чукова.  Он согласовал ее с епископом Никанором, бывшим в то время епархиальным Олонецким архиереем, и получил его согласие. Вскоре представление было передано в Святейший Синод, который 1 февраля 1911 года утвердил о. Николая на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии.

    Начался новый этап в жизни о. Николая. 13 февраля 1911 года он уже служил Божественную литургию в семинарском храме, освященном в честь святого апостола  Иоанна Богослова. После службы новый Ректор обратился к семинаристам с назидательным словом, о важности воспитания в духовной школе: «…От вас же, мои новые дорогие питомцы, я жду вдумчивой, серьезной работы над собой, над своим усовершенствованием нравственным и умственным, и честного отношения к тем обязанностям, какие вы приняли на себя, вступив в число учащихся этой духовной школы. Вы уже достаточно взрослые для того, чтобы более или менее ясно сознавать, что жизнь, к которой готовитесь, вообще не шутка, не забава, не удовольствие, что жизнь – это серьезный, тяжелый труд…работа над собой особенно нужна вам как питомцам духовной школы, призванным и готовящимся быть, в каком бы звании вы ни оказались, носителями Христовой истины, проводниками в жизнь общества высоких заветов Христа». (Там же. С. 125)

    В конце февраля о. Николай вместе с семьей переселился в здание семинарии. Началось служение на новом поприще. Как опытный наставник и педагог, о. Николай сразу собрал воспитанников в семинарском зале и побеседовал с ними о поведении в храме во время службы, о стройном пении и благоговейном чтении, а также о порядке в одежде, и вообще о приличии и вежливости.

    После этого поведение воспитанников в храме заметно улучшилось. «Пройдя школу Преосвященного Павла, протоиерей Николай Чуков служил истово и неспешно, с искренним религиозным чувством, не просто совершая, но глубоко переживая богослужение». (С. 125) Об этих службах вспоминал выпускник семинарии В.Н.Некрасов: «Я никогда не забуду поистине вдохновенного чтения о. Ректором замечательного слова св. Иоанна Златоуста за пасхальной утреней. Никогда ни раньше, ни после этого в своей жизни мне не приходилось слышать такого волнующего, вызывающего дрожь в теле, проникновенного чтения, с такой силой передающего пафос победы Христа над смертью». (С.126)

    Вступив в должность о. Николай в первую очередь навел порядок в семинарском храме, были заказаны в Санкт-Петербург новые облачения для священнослужителей, обновлена завеса на царских вратах, а матушка Валентина Дмитриевна сама сшила новые пелены для храма. Обновили все одежды для жертвенника и аналоя. Церковь приобрела надлежащий  вид. Вскоре в семинарию был назначен и новый духовник, священник Николай Иванович Суперанский, в обязанности которого входило постоянное совершение богослужений в семинарской церкви, ежедневное участие в утренней и вечерней общей молитве, исповедь семинаристов в дни Великого Поста. После утренней молитвы всегда читалось дневное Евангелие, а вечером послания апостолов.  Ректор просил духовника делать пояснения прочитанного Евангелия, и  тот говорил краткое назидательное слово, запечатлевая прочитанное в сознании воспитанников.

    Начавшиеся труды по руководству семинарией были сопряжены для о. Николая со многими трудностями. Менять пришлось многое, и воспитывать не только учеников, но и преподавателей. Постепенно жизнь семинарии становилась более размеренной, дисциплина улучшилась. Новый о. Ректор навел порядок во всех областях деятельности: в учебной, воспитательной, финансовой и хозяйственной. Он решительно заменил прежнего эконома,  на нового, о. Василия Федорова, распорядительного, трезвого и честного человека. А с преподавателями имел особую беседу, в которой призвал их к более объективному и доброму отношению к учащимся.

    Здание семинарии, построенное в конце шестидесятых годов XIX  века, и освященное в 1872 году, было великолепно для своего времени. Но к началу следующего столетия, оно не соответствовало новым требованиям, продиктованным большим количеством учащихся и необходимыми санитарными нормами. Тесным было помещение семинарской столовой. В 1911 году в семинарии учились 181 человек, а в общежитии проживали 158. Ученическая столовая не вмещала всех, и питаться приходилось в две смены. Большим недостатком семинарского здания было отсутствие водопровода, канализации и электрического освещения.

    Все это о. Николай исправил уже через два года своего ректорства. Летом 1911 года он обратился в Святейший Синод с ходатайством,  о выделении средств на ремонт семинарского здания. По смете составленной инженером В.Н.Лядинским для проведения всех работ необходимо было 6 293 рубля 95 копеек. Благодаря своей известности в Святейшем Синоде и помощи земляка, директора Хозяйственного управления в Синоде, П.С.Даманского, необходимые средства были получены. (С. 128)

    Летом 1913 года были произведены ремонтные работы, в результате которых значительно расширили помещение семинарской столовой. В здание подвели воду, переустроили умывальники и туалеты, а также провели электричество от только что построенной в Петрозаводске электрической станции. Устроили новые классные помещения для занятий рисованием и музыкой. Благоустроили квартиры ректора, инспектора и его помощников, учительская комната и канцелярия были перенесены на второй этаж и находились в более удобных помещениях. (С.129)

   Отец Ректор во время своих поездок в Санкт-Петербург закупил для семинарского общежития новые теплые одеяла и хорошее полотно на простыни, наволочки, скатерти и салфетки. Он также сумел заменить старых лошадей и экипажи, предназначенные для выезда ректора и инспектора. Одновременно была благоустроена территория вокруг здания семинарии. В семинарском саду посадили яблони и ягодные кусты, в парке около здания были также высажены лиственные деревья, растущие в более южных широтах. При семинарии была своя больница и образцовая школа, в которой семинаристы проходили практику.   

    «Занятия воспитанников состояли утром в посещении уроков, вечером в приготовлении к ним, а также в работе над сочинениями и самостоятельном чтении. В первых четырех классах, преподавались в основном общеобразовательные предметы, а в двух последних – богословские, а древние языки во время всего курса обучения». (Там же С. 137) За время ректорства о. Николая в Олонецкой Духовной семинарии заметно уменьшился процент неуспевающих учащихся. Выпускники семинарии поступали в Санкт-Петербургскую и Московскую Духовные академии.

     Кроме обязательных учебных занятий воспитанники проводили религиозно-нравственные беседы в церковно-приходских школах Петрозаводска под руководством семинарского учителя гомилетики. Некоторые, по желанию, занимались рисованием в специально устроенном для этого классе  с учителем рисования. Другие пели в семинарском хоре или играли в оркестре. Все это способствовало разностороннему развитию учащихся.    

      Ректор семинарии заботился об учащихся, проблемы воспитания, которыми ведал инспектор семинарии с помощниками, также всегда были в поле зрения о. Николая. Готовя кандидатов на должности будущих священнослужителей Олонецкой епархии, о. Ректор стремился, чтобы все они были хорошо образованы и воспитаны, так как, получив священный сан и место в приходе, они  должны были являться примером для своих прихожан.

   Поэтому в семинарии при о. Николае в дни праздников стали устраивать музыкальные вечера с концертами, чаепитием и танцами, на которых присутствовали епископ Никанор и Олонецкий губернатор, и другие лица, имеющие отношение к семинарии. На эти вечера приглашались воспитанники учебных заведений города: мужской и женской гимназий, учительской семинарии, епархиального женского училища. Учащаяся молодежь знакомилась между собой, училась общаться и проводить время в обществе.

  Сам ректор по этому поводу писал: «Я не боялся вводить и культивировать среди воспитанников этот элемент «светскости» (хотя консервативно настроенные люди могли бы упрекнуть меня в этом) потому что другое – противоположное  религиозно-церковное влияние я насаждал серьезно. И должен сказать беспристрастно, что воспитанники относились к церкви, к богослужению вообще хорошо, серьезно: например, при окончании курса многие воспитанники особенно благодарили меня за «церковь»»… В поведении воспитанников вообще, конечно, были шероховатости; приходилось постоянно обращать на это их внимание, беседовать с ними по одиночке и со всеми вместе. Но в общем я должен отметить добропорядочность их поведения и доброе настроение» (С.142)

     При ректорстве о. Николая большое внимание уделялось не только духовному воспитанию и образованию семинаристов, но физическому здоровью учащихся, поэтому их хорошо кормили, просто, но сытно. В скоромные дни обычно подавались к обеду и ужину щи с мясом и каша, гречневая и пшенная. В постные дни – уха из рыбы, в посты часто варили горох. В праздничные дни на второе блюдо были котлеты и жареная рыба. Утром к чаю подавали белый хлеб, а на ужин – черный. Порции были не ограничены. Трудности с питанием начались в 1917 году, в связи с войной и последовавшим государственным переворотом, который в советской исторической науке получил название Октябрьской революции. (С.130-131)

    За свою деятельность на ниве народного образования о. Николай был отмечен многими церковными и государственными наградами, в их числе были наперстный крест от Святейшего Синода и орден Святой Анны 3-ей степени.

    

      В Петрозаводске Николай Кириллович прожил до 1918 года. Вначале он служил наблюдателем церковных школ Олонецкой епархии, был рукоположен в священный сан и долгие годы руководил духовным просвещением в Олонецком крае. Он являлся  редактором газеты «Олонецкие епархиальные ведомости», а с 1911 по 1918 годы занимал должность ректора Олонецкой Духовной семинарии.

        В 1918 году решением советской власти Н.К.Чуков выслан за пределы Олонецкой губернии. Дальнейшая его судьба связана с Ленинградом. Николай Кириллович долгие годы занимался богословским просвещением и «был главным исполнителем планов Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия и Алексия I по возрождению духовных школ в послевоенное время, он - первый председатель Учебного комитета Московского Патриархата с 1946 по 1955 год»2.

       Все документальное наследие митрополита Григория находилось в собственности его наследниковю. Без сомнения архив представляет собой большую ценность как источник уникальной информации по истории РПЦ за период с конца XIX  до середины XX века.

В течение всей своей жизни Николай Кириллович вел дневники, записные книжки, хранил письма, собирал фотографии. Он оставил воспоминания о своей жизни в Олонецком крае в 1870-1899 годах, написанные  на основании дневников. Николай Кириллович подготовил  их  в Ленинграде в 1932-1937 годах. Воспоминания сформированы в тома и переплетены, они представляют собой четыре книги  машинописного текста и  в таком виде  они переданы в библиотеки: Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий).

 

Перечень документов архива:

Воспоминания:

        Часть I, 1870-1889 годы, содержит сведения по истории Петрозаводска, сведения о родителях, детстве и юношестве, о первых духовных  переживаниях,  об учебе в Петрозаводской гимназии и Олонецкой Духовной семинарии, о епископе Павле (Доброхотове), о преподавателях и особенностях учебного процесса, об отношениях в среде семинаристов, об окончании учебы в семинарии и о поступлении на службу в Петрозаводское Духовное училище. (Машинопись, формат А 4, на 78 страницах).

       Часть II, 1889-1895 годы, служба в Петрозаводском Духовном училище, преподавотельская деятельность, первые педагогические опыты, (зачислен на должность надзирателя и эконома 24.06.1889 года). Годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии (на 69 страницах).

       Часть III, 1895-1916 годы. Церковно-школьная деятельность в Олонецкой епархии.

В 1895 году Ниолай Кириллович закончил академию и вернулся домой в Петрозаводск, он был назначен смотрителем церковных школ епархии. (на 91 странице)

       Часть IV, 1916-1918 годы. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии, приложение: список воспитанников ОДС за период  с 1911 по 1918 годы  (на 105 страницах).

 Воспоминания иллюстрируют:  исторические фотографии г. Петрозаводска, фотографии родителей, духовенства и чиновников, воспитанников ОДС за период с 1915 по 1916 годы и др.

Далее в архиве содержатся:

       Дневники митрополита Григория (Чукова) за 1907-1912 годы в рукописи.

       Документы по истории Олонецкой епархии за период 1915-1918 годов, Различные документы Карельского братства с 1907 г.

       Дневники в рукописном, машинописком и компьютерном вариантах с 1918 по 1947 годы, объемом более 1500 страниц.

       Дневники в рукописном  виде с 1947 по 1955 годы.

       Доклады Святейшему Патриарху Алексию 1948-1955 годы, копии. Несколько папок, телеграммы.

       Письма Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) в основном рукописные примерно 40 писем. Телеграммы от Святейшего.

       Отчеты митрополита Григория (Чукова) по поездкам за границу.

       Отдельная папка документов по Валааму и Коневцу.

        Фотографии в альбомах и в россыпи, в том числе фотоснимки  с митрополитом Илией и с дарственной надписью от патриарха Александра III. Альбом  «Поместный Собор 1945 года».

       Письма от разных корреспондентов к митрополиту Григорию (Чукову), в том числе от представителей духовенства из Олонецкой епархии.

       Записные книжки и ежедневники в большом количестве за многие годы жизни, до 1955.

 В перечисленных документах содержится «бесценный материал для книги о митрополите Вениамине (Казанском) и митрополите Григории (Чукове)»3

 

 

 

1 Богословские труды. Сборник. Прот. В.Сорокин. Митрополит Григорий и его деятельность. Москва. 1986. С.100.

2 Там же.С.96.

3 Из письма Александровой Л.К.

 

 

 

 

           Подготовила      Т.В.Сорокина

 

 

 

Новости