Кемь: возрождение веры

В Кеми три действующих храма – древний Успенский собор, Благовещенский собор, построенный в начале XX века, и Троицкая церковь на подворье Соловецкого монастыря, четыре часовни. До 1998 года в городе был всего один священник, сейчас – пятеро.

— Смотрите - радуга наоборот!

Мы подняли головы: в ясном сентябрьском небе над величественным Успенским собором простерлась необычная радуга - концами не вниз, а вверх. Никто из нас - а группа состояла в основном из учителей - ничего подобного прежде не видел, но все решили - это добрый знак И действительно - далее нашему путешествию во всем сопутствовало везение на утром на суденышке благополучно добрались до Соловков и, благодаря священническому благословению, смогли посмотреть монастырь, хотя из-за волнения на море опоздали к назначенному часу. Через год приехала в Кемь для встречи с настоятелем Успенского собора отцом Андреем и рассказала ему о диковинной радуге. Оказалось, здесь и не такое бывает.

— В этом году на Пасху, около половины двенадцатого ночи, Успенский храм засветился розовым светом и от него пошла радуга в сторону Соловков. И это было не первый раз. А иногда появляется радуга как бы перевернутая — такую вы и видели.

По словам отца Андрея, чувствуется духовная связь Успенского собора с Соловецким островом, преподобными Зосимой, Савватием и Германом. "Не знаю, как бы жили, если бы они нас не поддерживали. Эта связь укрепляет нас...". Ежегодно верующие совершают паломнические поездки на Соловки, а оттуда вся братия с архимандритом отцом Иосифом приезжает на Покров в Кемь. Служат совместную литургию, совершают крестный ход.

...Тогда же, год назад, я узнала и о необычной для священника биографии отца Андрея. Неисповедимы пути Господни: настоятель храйа совсем недавно возглавлял... районный отдел образования! Впрочем, особо подробно о том, что повлияло на такой перелом в его судьбе, отец Андрей не стал рассуждать - другие у него сейчас заботы, недосуг воспоминаниям предаваться.

И все же удалось узнать, что родился будущий настоятель в православной семье, в городе Кропоткин Краснодарского края. Покровский храм в их городе не закрывался даже в самые безбожные времена. С детства ходил в церковь. Помнит, как дружинники записывали, из какой школы ребята, осмелившиеся переступить порог церкви.

В 1985 году Андрей Бондаренко окончил Карельский пединститут, и вместе с женой приехал по распределению в Кемь. Преподавал в школе биологию и географию. Когда ему было всего 28 лет, депутаты горсовета из пяти претендентов выбрали его заведующим отделом образования. Шел 1990-й год, нужно было думать не о развитии, а о выживании школ. На этом нелегком посту он проработал почти пять лет.

Когда в гости приезжала мама, вместе ходили на службу в Успенский храм. Как-то к нему подошел священник и спросил, не желает ли он помогать во время службы. Через несколько лет архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил рукоположил Андрея Бондаренко вначале в диаконы, а затем в священники. С 2000 года отец Андрей — настоятель Успенского собора.

...Удивительный это храм. Здесь душа устремляется ввысь, и ты, как нигде чувствуешь близость Господа. Образно передала свои впечатления юнкор пресс-центра при Доме творчества детей и юношества Кеми Ксения Ахмедова в заметке «Успенский свет». Она опубликована в маленькой восьмистраничной газете «Успенский собор», которую тиражом 170 экземпляров выпускает один раз в месяц отец Андрей с помощью двух журналисток районной газеты — Галины Окуловой и Марины Сазонкиной.

«Косой луч чудом проник сквозь заколоченное оконце и застыл у тяжелой колонны, — пишет Ксения. - Неужели впечатление обманчиво? С улицы Успенский собор кажется устремленным ввысь, в небо, а здесь, в трапезной, - низкий потолок, который с трудом удерживают мощные колонны.

Но вот священник распахивает двери Успенского придела, и меня переполняет ощущение высоты. Я вижу весь храм изнутри, до самого купола. Я запрокидываю голову, и взгляд легко поднимается по обтесанным стенам к самому "небу". Где-то на полпути к нему искусные мастера прорубили окна. Они "смотрели" на запад, север и юг, поэтому в течение всего северного дня солнце освещало своими лучами богатое убранство придела.

Успенский придел по праву считался самым красивым в соборе. Стены его были затянуты парусиной, а пол (как свидетельствуют некоторые источники) выложен паркетам. Здесь был богатейший иконостас. Молва далеко разносила вести о благолепии Кемского храма. Здесь собирался народ, чтобы обсудить проблемы местной жизни. Именно в Успенском приделе Гаврила Романович Державин огласил царский указ о присвоении Кеми статуса города.

Это был мир красок, мир загадочности и таинственности. В одно мгновение он померк, превратился в мир застывшей жизни. Заколочены чудесные окна, накренился купол, гибнут иконы. Я очень хочу, чтобы жизнь возвратилась сюда, зазвенела чистым звоном колоколов...".

В этом году Успенскому собору исполнилось 285 лет. Он нуждается в серьезной реставрации: на 50-70 сантиметров врос в землю, нужно выправлять его по осям — храм клонит в разные стороны. Требуется укрепить, обшить тесом крышу Успенского придела, заменить окна, двери.

В Институте леса КНЦ отцу Андрею выдали специальный прибор, с помощью которого он следит за состоянием древесины — собор неотапливаемый, поэтому и влажность высокая. В ближайшие месяцы состоится защита проекта реставрации Успенского собора в Министерстве культуры России.

— Храм ветшает, мы молитвенно стараемся его поддержать, — делится главной своей заботой отец Андрей. — К 300-летию хотелось бы видеть его обновленным. Ведь с Успенского собора начинался наш город. Зарубежные гости удивляются такой красоте, а мы даже согреть собор не можем. Последняя крупная реставрация была в храме в 1876 году. В 1936 году Успенский собор закрыли, последнего священника сослали на строительство ББК. Прихожане, рассказывает отец Андрей, писали Сталину, Калинину с просьбой открыть собор, потом из-за этого страдали. Какими наивными они были — один из шедевров русского деревянного зодчества власти намеревались не открывать вновь, а раскатать по бревнышку!

В 60-е годы зачастили в Успенский собор экспедиции из Русского музея. Были увезены десятки икон на реставрацию, и среди них главная — Успения Божией матери. Более 130 икон из Успенского собора Кеми находятся в запасниках Музея ИЗО Карелии! За последнее время написаны три новых иконы — художниками-реставраторами из Соловецкого музея.

Вторая забота отца Андрея — приходский дом. В этом деревянном двухэтажном особняке, бывшей музыкальной школе, мы и разговаривали. Чтобы не застыть, согревались чаем. Первый год работает здесь воскресная школа. Дом недавно передан приходскому совету и понемногу, с неимоверными усилиями — все нужно, как водится, «доставать» — приводится в порядок.

Отец Андрей провел меня по свежеотремонтированным помещениям. В верхней угловой комнате, с видом на залив, — Часовня в честь иконы Божией Матери и Всех скорбящих радость, здесь с молебна начинаются занятия. А вот полностью готовые классы с обогревателем, где ученики воскресной школы будут изучать Закон Божий, Библию, карельский язык, учиться рисованию и музыке. Может, и английскому языку: матушка Галина, супруга отца Андрея, — преподаватель английского и немецкого языков.

Отдельные помещения отведены редакции газеты «Успенский собор» и библиотеке, для которой собрано уже около 300 православных книг. Есть класс для рукоделия — дети начнут изучать ткачество, бисеро- и берестоплетение. Самое большое помещение — конференц-зал, он же служит в праздничные дни и трапезной. В воскресную школу при Успенском храме пока ходят 15 ребятишек 10-12 лет. В основном они из бедных семей, иногда и из так называемых неблагополучных. Живут здесь же, в старом районе города, который люди называют "Погостом", дети соответственно "погостовские".

— Пока они чаще всего спрашивают, будут ли их кормить, сколько длится перемена, — вздыхает отец Андрей. — Для начала молитвочку выучат, и то хорошо. Но без слова Божьего никак нельзя, бездуховность у нас уже была. Надеюсь, сможем что-то детям дать. Будем вместе встречать Рождество и Пасху, они увидят другие отношения между прихожанами. Может, постепенно и взрослые обратятся к Богу. Это зернышко даст свой всход — как в притче о сеятеле.

— Видите ли вы перемены в духовном умонастроении ваших прихожан?

— Многие приходят в храм от скорбей своих. Одни остаются, другие уходят. В Кеми освящены почти все школы, в воскресные и праздничные дни на службу приходят до 100 человек.

Духовную силу отец Андрей черпает в сочинениях православных авторов, особенно любит Иоанна Кронштадтского. Опорой в жизни ему служит семья — матушка Галина и дочь Мария. Они и прихожанки, и в службе помогают. Десятиклассница Мария поет на клиросе, отец Андрей теперь не представляет, как бы без нее справился. Маша оканчивает музыкальную школу по классу флейты, недавно стала стипендиатом Министерства культуры Карелии. Кстати, приходский совет Успенского собора учредил премию "Благозвучие" для поддержки 24 талантливых учеников детской музыкальной школы. Уже дважды она вручалась. 100 рублей — сумма небольшая, но ведь в жизни ребенка это первые заработанные собственным трудом деньги.

В приходском совете отцу Андрею помогают две женщины, в школе многое сделано их руками. Есть и волонтеры, но не в таком количестве, как хотелось бы. Все это серьезно стопорит работу по приведению в порядок приходского дома.

— Я человек зажигающийся, мне хочется все сразу, а Господь меня то в средствах ограничит, то я в людях ошибусь, — сокрушается отец Андрей.

...С отцом Андреем мы идем по направлению к собору. Встречные — дети, взрослые — здороваются:

— Здравствуйте, батюшка!

Новости