Масленица

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

Последняя седмица (неделя) перед Великим постом носит название «сырная», т.к. на этой седмице церковный устав уже предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешает вкушать сыр и другие молочные продукты и яйца даже в среду и пятницу. В народе ее называют «масленица». Важно помнить, что Масленица – это подготовка к посту и изобилие блинов в это время не имеет смысла для тех, кто поститься не собирается. Но и для тех, кто будет поститься, неуместны объедение, пьянство и безумное веселье. Попутно заметим, что сжигание чучела – чисто языческая традиция.


Но определенная еда – лишь незначительная часть подготовки. Гораздо важнее подготовить душу. В воскресенье накануне Масленицы в храмах читается Евангелие о Страшном суде (Мф.25:31–46), т.е. об окончательном определении вечной участи каждого человека. Как видно из евангельского отрывка, это определение зависит, прежде всего, от умения любить ближнего.


«31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В храмах на «сырной» седмице в среду начинают читать великопостную молитву великого подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

А.С.Пушкин любил эту молитву и написал ее стихотворное переложение: «Отцы пустынники и жены непорочны…».

В среду и пятницу Масленицы богослужение уже великопостное. Литургия не совершается. В среду на вечерне поется стихира: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия…». Великий пост – это весна человечества, т. к. очистившаяся от греховных пристрастий душа получает возможность благодатного развития. Суббота посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся», то есть, тех святых, которые достигли рая с помощью поста и покаяния, примеру которых призывает следовать Церковь.

Прощение

Последний день Масленицы называется в народе Прощёное Воскресение; но мы не должны забывать его литургического названия: «Изгнание Адама из рая», объясняющего, для чего мы постимся. Человек был создан для блаженной жизни в раю и развития в общении с Богом. Грех лишил нас блаженной жизни. Существование на земле стало изгнанием. Христос превращает нашу жизнь в обратное паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы призваны вспомнить и понять трагедию Адама. Надо поставить себе правильный диагноз всех своих бед – греховное повреждение.


Пост полагает начало освобождению от порабощения греху. В библейских чтениях последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Рим. 13:11-14:4; Мф.6:14–21). Первое: освободить дух от диктаторской воли плоти. Для этого мы отказываемся от излишка пищи, и прежде всего, животного происхождения. Но этого недостаточно; нужно в принципе отказаться от того, чтобы считать желания нашей падшей природы нормальными: «попечения о плоти не превращайте в похоти». Нужно усилить борьбу со страстями, которые, как черви, паразитируют на человеческих силах и талантах. Кроме чревоугодия, это сребролюбие, блудная страсть, гнев, уныние, гордыня со своими дочерьми осуждением и презрением, пьянство, курение, пристрастие к играм, интернету и т.п. Далее, надо, чтобы пост не был лицемерным. Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне». Еще одно обязательное исцеления души – прощение: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Грех разделяет и порождает распад, смерть. Нужно возвращение к согласию через прощение.


Пост начинается с вечерни этого воскресения. Служба начинается в светлых облачениях. После Входа священнослужитель возглашает великий прокимен, который возвещает начало другого дня: «Не отврати лица Твоего от отрока (=слуги) Твоего, яко (потому что) скорблю, скоро услыши мя: вонми души (=услыши душу) моей, и избави ю (=ее)». Приготовление закончено. Я стою перед славой и красотой Царства Божьего. Я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома; но сознаю также, что я изгнан из этого Царства. И только Бог может помочь моей скорби.
И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, тушат яркое освещение, слышен постный напев. В конце службы молящиеся просят прощения друг у друга. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

***

В этом паломничестве усилим наши молитвы, чтобы не только «приоторваться от земли», но и «ухватиться за небо». Следует читать слово Божие – Библию: пусть Пост станет временем духовной учебы. Нужно также очистить свою душу на таинстве Исповеди и укрепить и оживотворить ее на литургии в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых. Для больных душевными и телесными недугами Церковь (в дополнение к Исповеди и Причастию) во время Поста также предлагает таинство Соборования, во время которого прощаются и забытые грехи.

***

Миссионерский отдел Петрозаводской епархии

Новости