В прошлом году мы уже высказывались по поводу празднования Хэллоуина, но повторение - мать учения, лишний раз не помешает. Тем более, что наш отдел уже начали обвинять в "отмалчивании".
Итак, Хэллоуин в современной России есть. Только в последние два года к нему стали добавляться "славянский" и "карельский" варианты: "Велесова ночь" и "Праздник урожая Кегри".
Понятно, что в светском государстве все, что не нарушает закон, имеет юридическое право быть, поэтому наш материал - исключительно для христиан.
Поразительно, насколько людям нравится "антураж" инфернальщины. Может быть, вся эта игра - для того, чтобы страшное сделать нестрашным? Для не верующего в существование злых духов такая игра имеет смысл. Но христиане знают (кто из Священного Писания, а кто и из собственного опыта), что падшие духи есть. И что лукавый может быть очень страшен, если его не связывает Христос. Без Христовой победы над адом через Распятие и Воскресение "пирующие" люди "can't kill the beast", если использовать выражение легендарной песни группы "Eagles".
Между тем, если спокойно и трезво отделить зерна от плевел, некоторые элементы данного события могут быть вполне приемлемыми.
Например, в самой тыкве ничего плохого нет. Как и в других овощах. Когда не было электричества, она неплохо выполняла функцию фонарика. Стенки полупрозрачны, делаешь маленькое окошко в виде веселого лица, внутрь помещаешь горящую свечку, ставишь во дворе на даче - чем плох такой фонарик? А если вырезать в тыкве крест, место возле нее может стать местом молитвы. Другое дело, сейчас нет необходимости для этого использовать именно тыкву...
Говорят, Хеллоуин призван напоминать об усопших. Так ли? Не веселье ли главная его функция сейчас? Или, главное - коммерция, "продажа антуража"?
Впрочем, если человек имеет цель напомнить именно о смерти, то принцип «memento mori» («помни о смерти») имеет свою долгую традицию в Православии. В некоторых монастырях существуют костницы, и под полками с черепами реально живших когда-то монахов можно прочитать такое, например: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». А многие православные подвижники спали в гробах вместо кроватей. В этих традициях реализуется принцип «Помни о смерти и вовек не согрешишь».
Но зловещая зубастая улыбка, выражающая идею торжествующего зла, без сомнения, уже носит характер сатанизма.
В самом названии Хэллоуина, при его "изобретении", тоже ничего плохого не было. Данное слово образовано от словосочетания «All Hallows’ Even» - «Канун (дня) всех святых».
После победы христианства над язычеством в Римской империи, храм в честь всех языческих божеств в Риме был освящен в честь христианских святых. Было установлено и празднование памяти всех святых.
В середине VIII века римский папа Григорий III передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. Столетием позже Папа Григорий IV сделал праздник в честь Всех святых 1 ноября общим для всей Западной церкви. А Карл Великий повелел отмечать этот праздник во всей империи франков.
Позднее этот праздник был «унаследован» многими протестантскими деноминациями.
Итак, хотя это не русский и не православный праздник, ничего антихристианского в нем не было.
Но в Великобритании и Ирландии день Всех святых наложился на кельтский аграрный праздник Самайн, обозначавший опасное рубежное время между осенью и зимой. Шотландские и ирландские эмигранты перенесли традиции Хэллоуина в США.
По языческим представлениям кельтов, в это время мертвые выходят из потустороннего мира и могут сотворить много зла живущим на земле. Поэтому "нужно их задабривать".
Так как эти традиции восходят к язычеству, даже в католицизме и протестантизме большая часть христиан избегают участия в них.
По христианскому учению, мертвые не могут выйти из могилы телесно без воли Христа. И души мертвых также не беспокоят ныне живущих: они покойники. Под видом умерших, людей, особенно язычников, могут пугать нечистые духи, т.е., демонические силы. Согласно православным представлениям, задобрить злого духа невозможно (они злы по природе). Но вполне можно их «нейтрализовать» крестным знамением, молитвой, участием в церковных Таинствах, вообще христианской жизнью. Вспомним кузнеца Вакулу в повести "Ночь перед Рождеством Гоголя: "При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок".
Перенесение западных праздников в Россию (с какой стати?) нелогично само по себе. Однако, в рамках уроков английского или другого европейского языка, вполне логично накануне католического Дня всех святых поговорить о святых, почитаемых в Великобритании. Например, о тех, чьи кресты изображены на флаге Великобритании: вмч. Георгии Победоносце (чей красный крест обретается на флаге Англии), святом Апостоле Андрее Первозванном (косой синий Андреевский крест на флаге Шотландии) и святом Патрике (косой красный на флаге Северной Ирландии). С этой целью учителю надо прочитать Жития этих святых, желательно, полные, с подробностями, и выбрать самые яркие эпизоды. На уроке их можно прочитать на английском языке, а затем инсценировать.
О традиции «trick-or-treat».
Изначально в Великобритании и Ирландии нищие или дети просили еду в обмен на молитву об усопших. Вполне добрая традиция. В Православии за усопших часто приносят еду «на канун», чтобы вкушающие ее помолились за усопшего.
Однако, то, что дети часто одеваются в костюмы скелетов и т.п. говорит о сдвигании традиции в сторону языческих и даже сатанистских представлений. Во многих языческих культах существует представлении о необходимости «задабривания» мертвых, чтобы они не мешали живым. Само по себе это нехристианское отношение к смерти. Но радостно изображать из себя монстров и маньяков, никем и ничем не побеждаемых – это черта уже сатанизма.
В христианстве умерших не задабривают, а молятся о них. Например, «в родительские субботы». В частности, сегодня, в Димитриевскую родительскую субботу накануне памяти вмч. Димитрия Солунского.
Католическое учение о душах, не попавших ни в ад, ни в рай, в Православии отвергнуто.
Традиция детского колядования на рождество имеет совсем другой смысл – дети изображают волхвов и пастухов. И только в отрыве от христианского смысла ряженые устраивали «проказы» (часто совсем не детские и весьма безнравственные, например, описанные в романе «Петр I» Алексея Толстова).
Что касается гадания, спиритизма и тому подобных мистических практик общения «с душами умерших» на школьных уроках, это есть насильственное приобщение детей к языческой религии и, как таковое, запрещено законодательством.
В Православной церкви День Всех святых празднуется в первое воскресенье после Троицы.
Конечно, праздновать или не праздновать что-то есть дело личное. Например, алкоголик дядя Митя в фильме «Любовь и голуби» праздновал и день взятия Бастилии. Но недопустимо в школе навязывать детям что-то, ведущее их к нравственной деформации. Недопустимо навязывать данный "праздник" через магазины детских игрушек.
Что же касается "Велесовой ночи", это, как и прочее неоязычество - новодел. К вышесказанному можно добавить еще и несовместимость христианства с поклонением языческому - несуществующему - "богу" Велесу. Вспомним первую (а значит, главную) заповедь: Господь Бог наш есть Господь единый (Мк. 12:29, ср. Втор 6:4). Нарушая эту заповедь Христа, участник таких вечеринок сам себя отлучает от Бога (правило 62-е VI Вселенского (Трулльского) собора).
Плохо также, если человек бездумно следует тому или иному глобальному тренду. Хуже - для самого человека, прежде всего, - если он сознательно поклоняется символу зла. Это дело личного выбора. Только потом не надо говорить: "Где же ваш Бог?" - когда в жизнь ворвется очередная трагедия.
И, разумеется, многовековая православная культура может предложить ребенку или молодому человеку массу иных не менее интересных праздничных традиций. Важно при формировании учебного или редакционного плана помнить о том, что мы тоже участвуем в развитии той или иной традиции, отдавать себе отчет, чего мы хотим достичь и быть готовым нести за этот выбор ответственность, в том числе тогда, когда дети вырастут, а мы постареем.
Миссионерский отдел Петрозаводской епархии