Возрождение часовни прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в заонежской деревне Загубье, расположенной в 4 км от с. Толвуя, началось летом 2004 года. Ее судьба похожа на судьбы тысяч храмов нашего Отечества. Построенная в 1717 году в деревне, где родился святой Зосима, старинная часовня была разобрана после войны по решению местной власти.
В наши дни облик древней часовни удалось воссоздать по обмерам финского архитектора Ларса Петтерссона, сделанным им в годы оккупации Заонежья. Под руководством профессора В. Орфинского студентом ПетрГУ А. Косенковым был подготовлен проект. Восстановление храмов в наше время – дело, как известно, очень трудное и дорогостоящее. И помощь была оказана. Материальными средствами помог генеральный директор ООО НПК «Карбон-шунгит» Ю.К. Калинин, пиломатериалами – Медвежьегорский леспромхоз и предприниматель В. Могутин, а жительницы Загубья пенсионерки А. Ф. Балехова и А. Н. Фепонова пожертвовали на строительство часовни строительный лес, выписанный им как ветеранам для личных нужд. С самого начала поддержку оказывал и директор Толвуйского совхоза И.И. Ткачук.
Строительство часовни благословили Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил и Соловецкий мужской монастырь, в котором покоятся святые мощи преподобных Зосимы и Савватия. На Соловках к восстановлению часовни относятся как к делу особенно важному и значительному.
Конечно, жителям Толвуи очень хотелось бы иметь действующий храм непосредственно в своем селе. Но, к сожалению, старинная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца пока находится в аварийном состоянии. И хотя пожилым людям посещать часовню в Загубье в четырех километрах от Толвуи не под силу, ее восстановление было необходимо в первую очередь. В духовном плане это, пожалуй, самый главный православный храм для Заонежского края, небесным покровителем которого является преподобный – здесь его родина. С этой старинной часовней связана и известная страница российской истории. Отбывавшая в Толвуе ссылку инокиня Марфа, мать первого русского царя Михаила Романова, почитала эту часовню и делала в нее вклады. Важны также и нынешние незначительные материальные возможности жителей села. Им легче восстановить небольшую деревянную постройку, чем большой каменный храм. Часовня строится, как говорится, «с миру по нитке…», в основном на небольшие пожертвования и на личные средства самих строителей, государство в этом никаким образом не участвует. К тому же, церковь св. Георгия признана памятником архитектуры. Необходимы обследование и подготовка проектно-сметной документации, требующие значительных средств, поэтому для восстановления храма потребуется немало времени.
Летом прошлого года из Соловецкого музея-заповедника в Загубье были направлены лучшие мастера-реставраторы. К 7 июля, дню памяти св. Иоанна Предтечи, в деревню прибыли руководитель Центра реставрации и ухода за памятниками Соловецкого музея-заповедника Евгений Никонов и его сотрудники – Евгений Быков и Дмитрий Буряков. К этому времени толвуяне, братья Владимир и Василий Балеховы, уже построили из шунгитовых валунов фундамент часовни, который освятил специально приехавший из Петрозаводска священник Константин Савандер, были положены первые венцы.
Соловецкие мастера приехали и на следующий год и отлично справились со своей задачей, хотя работать им было нелегко. Трудились они с 6 часов утра до позднего вечера, несмотря на душные жаркие дни. Рядом с ними работали и жители Толвуи – Александр Сергеев и Петр Коробочкин. Практически без выходных строители отработали почти полтора месяца. С самого первого дня руководитель группы реставраторов Евгений Никонов стал вырезать детали главки и крест. Эту сложную работу он изучил досконально, ему известны и сложные конструкции дверных и оконных проемов, и другие секреты средневековых зодчих.
С каждым днем прирастал сруб часовни. Когда он стал таким высоким, что уже трудно было поднимать на него бревна, венцы стали собирать отдельно. Наконец, все было подготовлено. 13 августа ранним утром директор Толвуйского совхоза И.И. Ткачук направил в Загубье кран для помощи строителям. Это был совершенно необыкновенный день. Часовня росла на глазах. Кран поднимал наверх венец за венцом. Постепенно появлялись контуры храма, повал – расширение вверху, из него, как из цветочной чаши, еще один повал… Какая красота! Появились стропила, и, наконец, торжественно была поднята в просиявшее заонежское небо главка с крестом! Часовню стало видно со всех сторон – озера, дороги. Она заняла свое место в ландшафте, и мы первыми увидели ее такой, какой она была почти три века назад!
Это был результат подвижнического труда замечательных мастеров-реставраторов и их помощников, всех, кто внес свой вклад в восстановление заонежской святыни. Работы впереди еще немало – предстоит покрыть лемехом главку часовни, сделать полы и потолки, крыльцо-галерею, с которого будет открываться великолепный вид на простор Онежского озера и на Палеостров. Двери и окна часовни будут сделаны по старинному образцу, так, как строили раньше русские мастера.
Совсем рядом с часовней стоит дом Левиных – коренных жителей деревни, называвшейся раньше Часовенская. Одна из ее старейших жительниц – Александра Михайловна, как и все члены ее семьи, радуется, глядя, как строится часовня: «Будет и у нас храм Божий!». А строители оставили на одной из деталей часовни надпись: «Живи, страна, ненаглядная моя, и не слушай тех, кто скажет нет!». Эта надпись не будет видна, но мы знаем, что она есть, и что она обращена напрямую к нашим сердцам.
Валентина КУЗНЕЦОВА