В первое воскресенье после 7 февраля Русская Православная Церковь чествует Собор Новомучеников и Исповедников Российских
ЗА ВЕРУ ПОСТРАДАВШИЕ
Карельская земля обильно полита кровью мучеников. В созданных здесь крупных лагерях — в Медвежьегорске и пересылочном лагере в Кеми — погибли тысячи людей. В декабре 2000 года в Петрозаводской епархии было положено начало поиска и изучению материалов о репрессированных священнослужителях. К тому времени уже были собраны материалы о расстрелянном кижском священнике Алексее Петухове. В феврале 2001 года по благословению Высокопреосвященного Мануила, Архиепископа Петрозаводского и Карельского была создана Комиссия по сбору материалов к прославлению православных подвижников Петрозаводской епархии, которую возглавил священник Александро-Невского кафедрального собора г. Петрозаводска Константин Савандер. О деятельности этой комиссии рассказывают ее сотрудники.
Председатель Епархиальной комиссии священник Константин Савандер:
— Задача Комиссии — исследовать жизнь и увековечить память новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в годину гонений, продолжавшихся все годы советской власти. Но, безусловно, самые страшные страницы в истории Русской Православной Церкви — 1937- 1938 годы, когда правительством был взят курс на полное уничтожение религии. Возобновилось издание газеты "Безбожник". Характер статей соответствовал духу времени: в ней печатались "разоблачения" "японских" и прочих шпионов среди духовенства. Тогда за веру в Бога зверски убивали и духовенство, и мирян. По любому доносу священнослужители подвергались аресту. Обвинение, как правило, предъявлялось по «политической» 58-й статье – в антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности и пр.
Многие, не найдя в себе духовных сил противостоять страху мучений, смерти, снимали сан священника, уходили из Церкви. Поэтому верующие люди, репрессированные в то время, достойны почитания. Ведь они знали, на что шли. Мужественно пройдя систему допросов, они не приняли требований следователей отречься от сана, от своих убеждений, оклеветать своих ближних. Они взяли на себя подвиг мученичества за Христа, терпели жесточайшие мучения, и перед лицом насильственной и бесчеловечной расправы, не озлобились, остались верными Церкви и Богу.
Исследование одного из дел – заонежского – документально подтвердило, что карельскими следователями применялись особые системы допросов. Подследственного избивали, вероятно, били и по глазам, потом читали вслух его ответы, а затем доведенному до полубессознательного состояния человеку давали подписывать подложные бумаги.
— То есть протоколы в большинстве случаев не дают достоверной информации?
— Да, поэтому необходимо тщательно исследовать жизнь человека до ареста, его поведение на допросах и в тюрьме. Протоиерей Алексий Петухов, последний настоятель Кижского прихода, например, как-то обмолвился, что думает снять мне сан и пойти работать. В покаяние за свои слова, он затем открыто встал на путь мученичества, начав активную безбоязненную борьбу за кижские церкви. Письма батюшки доходили даже до ВЦИК. Священник сбивал замки с церквей и служил в официально закрытых храмах. В своих ярких проповедях о. Алексий призывал верующих сплотиться, не поддаться попыткам власти разделить людей. Трудно поверить в то, что этот человек, достойный почитания за борьбу за Православную веру и души людей, сознательно отказался от своих убеждений. Этот факт можно объяснить только обманом следователей.
– Возможно ли было противостоять этому насилию?
– Да. Уникальный пример такого противостояния – мученичество протоиерея Николая Богословского. «Участником контрреволюционной организации я не являюсь и о существовании такой организации мне ничего неизвестно», — заявил отец Николай. Он не подписал ни одного из протоколов следствия. Господь дал Своему угоднику силы переносить мучения, которые человеческая плоть в принципе не может перенести. И это — одно из ярких свидетельств святости.
Комиссия, изучив дело протоиерея Николая Богословского, сохранившееся в архиве УФСБ по Республике Карелия, предоставила их на рассмотрение Архиепископу Петрозаводскому и Карельскому Мануилу, а далее, по благословению Владыки, материалы были отправлены в Московскую синодальную комиссию по канонизации святых. Священник был расстрелян 4 ноября 1937 г, а 4 ноября 2004 года в кафедральном Александро-Невском соборе был совершен чин канонизации святого. Сейчас православные петрозаводчане молятся перед иконой сщмч. Николая, служат ему молебны.
— После допросов людям предстояло провести годы в лагерях. Что известно о положении заключенных?
— Об этом говорится в акте обследования положении заключенных в ББЛАГе, приведенном в книге «Гулаг в Карелии»: «За недостатком валенок люди одеты в кордовые ботинки, которые не защищают не только от холода, но и от воды. <…> Из-за отсутствия второй смены белья на лагпунктах администрация не в состоянии отдать в стирку ношеное белье». Известна и схема расстрелов: посреди ночи раздавался стук в камеру, оттуда, якобы на этап, вытаскивали обессиленных, избитых людей, загружали в крытые машины и куда-то увозили. Расстреливали по два – три человека. Судя по документам, за ночь убивали до 50-60 человек, среди них были и женщины.
–– Над чем сейчас работает епархиальная комиссия?
— Благодаря огромной работе, проделанной за три года Т. В. Сорокиной и Н. А. Басовой и К.Э. Тюковой создана база данных, в которой собрано около 1700 фамилий священнослужителей, монашествующих и мирян. Здесь содержится информация о людях, убиенных в Карелии и на Беломорканале, привезенных сюда из разных республик Советского Союза. На основании собранных сведений комиссия планирует подготовить и издать «Справочник о священнослужителях и мирянах — узниках ГУЛАГа».
–– Поклонный Крест, поставленный в микрорайоне Сулажгора, тоже напоминает о годах сталинских репрессий?
— Да, в 30-х гг. там совершались массовые расстрелы петрозаводчан. Возможно, среди убиенных были служители Екатерининской церкви протоирей Николай Надежин, диакон Павел Молчанов и священномученик Николай Богословский. Старожилы говорят, что здесь же расстрелян и последний настоятель Кижский прихода о. Алексей Петухов. На месте гибели репрессированных Комиссией поставлен восьмиметровый крест красного цвета, напоминающего о крови, пролитой новомучениками во имя веры…
Заведующая архивным отделом Епархиального управления Т.В.Сорокина:
– Комиссия по сбору материалов о новомучениках и исповедниках Российских по Олонецкой епархии работала в архивах ФСБ и МВД. Мы получили доступ ко всем делам, которые нас интересовали и рассмотрели их более 100. Это были следственные материалы на священников и мирян – активных членов церковных двадцаток и приходских советов. Потрясала до глубины души нелепость обвинений. Самая распространенная в этих делах политическая статья 58, контрреволюционная деятельность пункт 2, 10,11, 6 и контрреволюционая агитация. А критерий отбора был один — принадлежность к Церкви. Священнику, например, предъявляли обвинение в шпионаже только за то, что он во время финской оккупации разговаривал с солдатом.
Основные расстрельные приговоры относятся к 1937-38 годам. В конце 1920-1930 годов сроки присуждались в основном до трех лет, затем они стали расти: с 1934-1936 год уже давали по 5 лет, а с 1936 – по десять и все чаще присуждались расстрелы. Читать такие дела очень тяжело.
Критерии для канонизации новомучеников очень строгие. При изучении дел учитывались многие важные детали: до конца ли стоял человек за веру Христову, не отрекся ли от сана, не признал ли своей вины по неправильным обвинениям, не соглашался ли с той ложью, которую ему навязывали, не называл и не оговорил других людей. Документы нашей комиссией были подготовлены только на несколько человек и были посланы в синодальную комиссию по канонизации святых.
Историк Н.А. Басова:
– В архиве УФСБ по РК мы просмотрели дела на священнослужителей Заонежского, Олонецкого, Кемского, Пудожского, Беломорского районов, а также г. Петрозаводска за 1920-1930-х гг. Все они возникли при внесудебном рассмотрении дел тройкой НКВД КАССР.
Следственная практика в Карелии в те годы ничем не отличалась от общепринятой. Генеральным прокурором СССР А. Вышинским был сформулирован тезис о том, что признание обвиняемым своей вины является главным доказательством. Именно на «выбивании» признаний строилось все «следствие» 1937 года. К арестованным применялись избиения, угрозы, издевательства, непрерывный допрос и допрос «стойка», фальсификация материалов. Помимо «выбивания» показаний от измученных бессонницей арестованных, «корректировки» протоколов, широко использовались показания умственно отсталых людей. Большинство протоколов допросов обвиняемых, учитывая имевшиеся у следователей вопросники, абсолютно одинаковые: признание собственной вины, рассказ о деятельности контрреволюционной организации и список ее участников. Однако есть протоколы допросов, содержание которых отличается от остальных. Показания некоторых обвиняемых не содержат компрометирующих сведений о третьих лицах, в них отрицаются обвинения.
В результате изучения архивных следственных дел на рассмотрение Синодальной Комиссии по канонизации святых были представлены материалы на протоиерея Николая Ивановича Богословского, священника церкви во имя св. вмц. Екатерины г. Петрозаводска, диакона той же церкви Павла Христофоровича Молчанова, а также члена приходского совета церкви во имя свв. апп. Петра и Павла с. Вирма Сорокского района КАССР Ивана Никитича Попова. Постановление тройки НКВД КАССР в отношении всех обвиняемых по данному делу (ст.582,10,11 УК РСФСР) было принято 2 ноября, приговор приведен в исполнение 4 ноября 1937 г. в районе деревни Сулажгора (в нескольких км от города), где в то время происходили массовые расстрелы.
В 1938 году нарком внутренних дел КАССР С.Т. Матузенко на XIV областной партконференции докладывал: «Сегодня на территории Карелии остался один поп, да и то только потому, что болен подагрой и не может ходить. Со всеми остальными попами дело покончено. (Смех в зале)».
Такая политика государства привела к тому, что в 1940-е годы Олонецкая епархия перестала существовать как самоуправляющаяся: были разрушены или закрыты практически все храмы, уничтожено духовенство. «Последствия этих гонений, – по словам игумена Дамаскина (Орловского), председателя Московской епархиальной комиссии по канонизации святых, – сказываются и по сию пору. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения».
Т.В.Сорокина:
– На своем заседании 25 марта 2004 года Священный Синод постановил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии включить протоиерея Николая (Богословского), церковное прославление которого прошло 4 ноября того же года в Александро-Невском кафедральном соборе. В этом же храме находится икона новомученика.
Сейчас мы готовим новые списки, изучая в Национальном архиве Карелии документы за первые годы советской власти. Точной цифры, сколько пострадало в Карелии священников, пока нет. Известно только, что в Заонежье, например, были уничтожены почти все священнослужители.
В январе 2005 года во время моей поездки на Рождественские чтения в Москву одновременно были проведены консультации в Синодальной комиссии по прославлению святых. После проведения дополнительных исследований и поисков нами переданы документы и фотографии на члена приходского совета святых апостолов Петра и Павла в с. Вирма Сорокского района КАССР Ивана Никитича Попова. Теперь его дело будет изучаться в центральной комиссии. Хотелось бы надеяться на положительное решение вопроса о канонизации мученика веры. Кроме того, существует предварительная договоренность о представлении в Синодальную комиссию документов на священника Андрея Орлова из Олонецкого уезда, расстрелянного в 1937 году.
Мы благодарны за молитвенную помощь Высокопреосвященному Мануилу, Архиепископу Петрозаводскому и Карельскому и председателю комиссию священнику Константину Савандеру. Члены Епархиальной комиссии обращаются также ко всем православным верующим Карелии с просьбой о молитвенной помощи о тех священниках и мирянах, которые являются кандидатами на прославление в лике святых.
Беседу вели Ольга СИДЛОВСКАЯ и Ирина ТАТАРИНА, 2005 год