Опыт работы по приобщению детей к православной культуре

Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный
https://vk.com/@prihod_mms-opyt-raboty-po-priobscheniu-detei-k-pravoslavnoi-kulture-na
Приходя в храм, мы встречаемся с различными людьми, имеющими свои психофизические, эмоциональные и когнитивные особенности. У каждого своя судьба и своя дорога к Богу, а на службе рядом оказываются совершенно разные, в том числе по возрасту, прихожане. Не секрет, что присутствие детей на службе – это серьезный раздражитель для молящихся. Как сделать так, чтобы всем было комфортно и уютно? Не менее актуальный вопрос – как привить детям любовь к церковным богослужениям и их пониманию, возбудить искренний интерес и осознанное желание посещать службы вместе с родителями. В этой статье мы представляем свой многолетний опыт организации работы с детьми.
Храм преподобного Серафима Саровского находится в поселке Мелиоративный (Республика Карелия, его прихожане – местные жители, а также люди приезжающие из Петрозаводска и ближайших окрестностей
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, 
Было принято решение об организации занятий с детьми во время проведения Божественной Литургии в воскресный день, с целью присмотра за ними во время службы, чтобы не мешать молиться взрослым. Постепенно эти занятия стали своеобразной школой православия для ребят.
На первом этапе трудности возникали с детьми, которые привыкли посещать храм, но не присутствовать на богослужении, а играть в притворе или гулять на улице до причастия. Не все и не сразу согласились принять за правило, что отныне «свободной» деятельности нет. Есть два варианта – или ты молишься за богослужением или занимаешься вместе со всеми. Со временем воскресные встречи стали для детей нормой.
Важная составляющая во взаимоотношениях взрослого с ребенком и детей друг с другом - это правила поведения в храме. Посеешь привычку – пожнешь характер. Необходимо не просто познакомиться с правилами, но и вызвать желание выполнять их. Для решения этой задачи мы практикуем игровые проблемные ситуации. На начальном этапе рассматриваем картинки, и выбираем на каких, по мнению детей люди правильно поступают, а на каких нарушают правила. Затем каждый заполняет для себя Памятку «Как вести себя в Храме».
Наконец приступаем к утверждению кодекса правил поведения в нашем храме, инициатива передается детям, сами определяют, сами выполняют, сами контролируют . Кодекс располагается на видном месте, чтобы была возможность при необходимости обращаться к нему.
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, 
Традиционно люди готовятся к походу в церковь не только молитвенно, но и подбирают соответствующую одежду. Воспитание этой культуры у детей начали с обновления головных уборов девочек. Совместно с родителями выбрали капор - это не только красиво, но и очень удобно. В храме есть возможность привести ребенка в порядок, если дома не успели заплестись, у каждой девочки - своя расческа.
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, 
Изучая программы и рекомендации преподавателей воскресных школ, мы пришли к выводу, что реализовать их в наших условиях не представляется возможным, поскольку встречи происходят один раз в неделю, состав группы разновозрастной и меняющийся, постоянные в группе 6-7 ребят. Поэтому за основу взяли игровую деятельность, как наиболее приемлемую. Игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов, игра является своеобразной «школой» развития. Мы используем дидактические, настольно-печатные, сюжетные, театрализованные, подвижные игры, но обязательно с включением православного содержания. Идеи для разработки материалов берем из свободных источников, преимущественно из программ и методических рекомендаций для воскресных школ. Большинство игр изготавливаем своими руками. На сегодняшний день в нашем арсенале около тридцати игр по десяти темам, рассчитанных на разновозрастную группу детей.
Структура непосредственно образовательной деятельности с детьми состоит из четырех блоков:
· настрой на совместную деятельность
· основная часть
· продуктивная деятельность
· подведение итогов
Ключевые темы занятий посвящены:
Ø величайшим ветхозаветным событиям (Сотворение мира, десять заповедей, первый храм и т. д.);
Ø архитектуре храмов, устроению помещений, предметам и их назначению;
Ø молитве;
Ø Божественной Литургии;
Ø Новозаветному учению Христа.
За основу деятельности взяли проектный метод. Мы реализуем краткосрочные и долгосрочные проекты. Эффективным считаем применение макетов и интерактивных пособий. Первоначально, созданные макеты мы предлагали уносить детям домой, но практика показала, что лучше оставлять их в храме для дальнейшего использования в совместных играх. Живой отклик у детей вызывает работа с карманными блокнотами , рабочими тетрадями «Книга жизни» (Герасимова, 2015), просмотр и обсуждение фильмов проекта «Киноуроки в школах России» (kinouroki.org).
Для раскрытия творческого потенциала, развития коммуникативных способностей у детей, активно используем театрализованную деятельность. Традиционными в нашем храме стали выступления в праздники Рождества Христова и Пасхи. Дети не только сами получают удовольствие, но и дарят радость окружающим людям.
Первое выступление состоялось в 2019 году, поскольку это был дебют, мы использовали ширму, чтобы снять излишнее напряжение и волнение. Следующий спектакль проходил в форме исторического рассказа о Рождестве на фоне презентации . Использование мультимедийного проектора придало выступлению детей таинственность и торжественность. На третий год к празднику Пасхи попробовали игровую инсценировку, с целью привлечения всех детей, посещающих храм. В 2023 году подготовили спектакль «Рождественская история» с использованием декораций и костюмов, которые были изготовлены прихожанами.
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный,
В каждой семье существуют свои традиции, у нас это поздравление прихожан с православными праздниками, именинами и днями рождений. Подарки дети изготавливают своими руками, создают коллективные работы из различных материалов. Это помогает им не только запомнить, приходящих в церковь людей, но и проявить знак внимания, заботы, поближе познакомиться.
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный,
Важным направлением своей деятельности считаем наполнение окружающей среды, в которой оказывается ребенок, переступивший церковный порог. Она отличается от той, где он пребывает ежедневно. Социальный компонент среды в храме – это люди, необходимо научить взаимодействовать не только детей, но и подсказывать взрослым, какой выбрать способ общения с тем или иным ребенком.
предметно-пространственная среда храма как составная часть среды – это окружающая обстановка, помещения, предметы, атрибутика, дидактический материал, она оказывает влияние на развитие ребенка и помогает приобщению к православной культуре. С этой целью постоянно пополняется дидактический материал, создаются пособия, изготовляются панно, макеты, организуются выставки рисунков, коллективных работ, приобретается литература, устраиваются тематические выставки
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, 
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, 
С момента организации работы воскресной школы прошло более шести лет, некоторые дети подросли, а группа увеличилась почти в два раза. Назрела необходимость разделения младенцев и отроков, поскольку для детей семи и более лет настало время выходить на службу и проживать Божественную литургию сознательно.
Перед нами встал серьезный вопрос: как осуществить этот переход так, чтобы дети остались в Церкви, но при этом не воспринимали ее как место для общения с друзьями или место ожидания между исповедью и причастием. Было принято решение постепенного выхода на службу. Благодаря прихожанам мы приобрели замечательную книгу «Литургия. Самая главная служба» (Сапрыкина, 2022), в которой доступно объясняется весь смысл богослужения. Впервые дети вышли на Литургию оглашенных каждый со своей книгой, так они могли следить за происходящим на службе. После этого возвращались в трапезную, где проходило обсуждение и начиналось занятие. Второй выход происходит на чтение молитвы «Отче наш» и причастие .
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, изображение №9
Традиционно в нашем храме в первую очередь причащаются взрослые прихожане, чтобы ожидание Причастия было наполнено молитвой, дети, стоя в центре, поют «Тело Христово», а во время причащения детей, поют взрослые. По благословению отца-настоятеля мы начали приобщать наших юных прихожан к прочтению Благодарственных молитв. Ребенку трудно понять смысл молитв сразу, от этого угасает желание стоять со всеми вместе. Попытки упростить задачу и адаптировать молитвослов для детей привели нас к изготовлению именных книжек, в которых длинные молитвы разделены на несколько частей, шрифт доступен для ребенка .
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный, 
Перед тем как дети приступили к чтению молитв наравне со взрослыми, мы изучили с ними русский перевод и обсудили смысл каждой молитвы. Начинают читать дети, а продолжают взрослые, получается по-настоящему совместная молитва.
На сегодняшний день с детьми занимаются два педагога, дети условно делятся на старшую (отроки) и младшую (младенцы) подгруппы .
Опыт работы по приобщению детей к православной культуре на приходе Храма во имя прп. Серафима Саровского в п. Мелиоративный,
Старшая подгруппа выходит на первую часть Божественной Литургии, младшие в это время занимаются, по своему плану, вторая часть включает совместную работу. Затем младшие занимаются продуктивной деятельностью, а старшие работают (в тетрадях, изготавливают макеты, создают поделки и др.) В тоже время старшие по желанию могут присоединиться к малышам для оказания помощи. К причастию все дети возвращаются на Литургию. Конечной целью нашей работы считаем полноценное вхождение подрастающих детей на Божественную Литургию и ощущение себя единым целым нашего замечательного прихода в Храме во имя преподобного Серафима Саровского.
Источники
А. Герасимова. Книга жизни Благотворительный фонд «Дети наши», ООО «ИПК Парето-Принт» 2015, 63 с.
А. Сапрыкина. Литургия. Самая главная служба Изд. Вольный странник, 2022, 120 с.
Автор статьи - Мамлина Елена Александровна, педагог воскресной школы

Новости