Первый архипастырь Корельской епархии - епископ Карельский, Вологодский, Псковский Сильвестр

Война «долгой ненависти», длившаяся в Карелии с 1570 года, привела к тому, что в « Корельском уезде из 4041 двора осталось всего лишь 440 дворов - остальные были разорены или уничтожены». Другие данные отражают не менее катастрофичную ситуацию: шведы в 1580 г. «провели перепись населения на захваченных землях, в карельских погостах было найдено около 3 тысяч пустых дворов и только 322 двора “живущих”». Удручающую картину уничтожения шведами храмовых зданий в карельском уезде можно понять из текста дипломатического послания 1583 года, где прописаны наши намерения «церкви христианские воздвигнуть по-прежнему», «потому что теперь все эти места разорены». Т.е., после освобождения Карельского уезда и г.Корелы от шведов, необходим был просто «титанический» труд, чтобы возрождать храмы и духовно укреплять людей. Они возвращались на родные пепелища и начинали хозяйство «с нуля». Возвратившиеся жители освобождались от налогов на 10 лет, но это мало могло помочь возродить храмы, свое бы хозяйство наладить….

Поэтому можно себе представить, сколько трудов ПЕРВОМУ епископу Карельскому и Кексгольмскому Сильвестру пришлось положить, чтобы возродить «из пепла» Православие в Карелии. К тому же на Карельские земли началось активное шведское влияние со стороны Выбргской лютеранской епархии, где открылась «низшая» школа и библиотека. Поэтому, как подчеркивает Н. М. Карамзин, царь Феодор Иоаннович, , “вместе с воеводами послал в Кексгольм (г.Корелу) и святителя, чтобы очистить там православие от следов иноверия”. Вероятно, в качестве форпоста Православия на Севере и была создана одна из ПЕРВЫХ епархий после установления на Руси Патриаршества при ПЕРВОМ Патриархе Иове.

Кто же был тот, кому был поручен такой духовно тяжелейший труд создания этого Православного Форпоста?

Один финский исследователь Киркинен Х. пишет, что «энергичный монах Сильвестр» до своего посвящения в епископы жил в Вологде и знал «язык, родственный финскому». Вполне возможно, что епископ Сильвестр был выходец из Кирилло-Белозерского монастыря, но тут существует историческая путаница. Даже образование Карельской епархии имеет 3 разных даты. Точный год назначения на кафедру Владыки Сильвестра тоже не ясен – самая поздняя дата 1599 г.
По прибытии в г. Корелу почти сразу епископ Сильвестр обширные общины («Задней Корелы», где на каждый погост приходилось по 2-3 церкви), разделил на более мелкие Приходы со своими храмами и священнослужителями, что увеличило число священников.

«Административные перемены заметно усилили церковную деятельность, просвещение и духовное призрение». Сохранились грамоты епископа Сильвестра (май 1599) с распоряжениями о возрождении храмов в самой Кореле. Епископ Сильвестр проявлял беспокойство за людей и «прославился еще и тем, что учредил множество богаделен и приютов» . А в противовес лютеранскому влиянию и Выборгской «низшей» школе епископ Сильвестр открыл первую в Карельском уезде «народную школу». Так и отдавал всего себя на благо Карелии владыка Сильвестр, когда по «Выборгскому трактату» в феврале 1609 г. (это решение было ратифицировано в Москве 17 авг. 1609) весь уезд с г. Корелой во главе передавался шведам, в обмен на военную помощь в войне с поляками. То есть, все десятилетние жертвенных усилий по возрождению Православия в Карелии были перечеркнуты в угоду сиюминутным политическим интересам. Ошибочность этого решения была очевидна всем «корелянам», поэтому было принято всеобщее решение «не отдаваться» под власть шведов опять, а сражаться за свою Святую Землю и защищать свои Святыни с оружием в руках. Роль владыки Сильвестра в этой «Священной войне» была настолько велика, что после длительной обороны г.Корелы в шведском ультиматуме о сдаче города особым пунктом была прописана судьба «главного виновника» шведских злоключений: епископ Сильвестр «должен был остаться в городе, и вопрос о его судьбе передавался на решение самого короля».

Но «кореляне» не согласились выдать своего архипастыря, а собирались воевать до конца и взорвать крепость. Шведы вынуждены были уступить, отпустив владыку Сильвестра, разрешив даже забрать епархиальное имущество и всю церковную утварь, кроме колоколов. 2 марта 1611 г. оставшиеся в живых изможденные защитники крепости вместе со своим духовным вождем владыкой Сильвестром и воеводой И. М. Пушкиным (предком поэта) ушли на Русскую территорию.

Очень вероятно, что епископ Сильвестр все же был как-то связан с Вологдой, потому что после разгрома Православия в Карелии он приезжает именно в Вологду. Там тоже ему пришлось налаживать духовную жизнь. В «челобитной» по поводу прибывшего в Вологду епископа Сильвестра рассказывалось, что после смерти архиепископа Иоасафа во многих храмах не было Служб, «а иные церкви новые без освящения антимисов были неосвящены». Владыка Сильвестр все это быстро исправил. А князь Дмитрий Михайлович Пожарский на «челобитную» ответил тем, чтобы епископу Сильвестру «на Вологде на архиепископском столе и в дому Софейском быти до Большого Собору».

Но случилась большая беда. ... «Несмотря на то, что к осени 1612 г. Вологду укрепили, на подъездных дорогах устроили засеки и выставили сторожевые заставы , 22 сентября 1612 г. город был легко взят. Ф.Я. Коновалов полагает, что принятые меры усыпили бдительность вологжан и воевод, что и стало причиной падения Вологды. Об этом известно из отписки епископа Сильвестра (он в 1612/13 г. занимал Вологодскую кафедру) [78, с.249-251]. Как рассказал владыка Сильвестр, 22 сентября 1612 г. «с понедельника на вторник, на останошном часу ночи... польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры пришли на Вологду безвестно изгоном и город Вологду взяли, и людей всяких посекли, и церкви Божия опоругали, и город и посады выжгли до основания». Стольник и воевода кн. Иван Одоевский сумел уйти, а окольничего и воеводу Григория Долгорукого и дьяка Истому Карташева убили. По словам владыки Сильвестра, его держали в плену «четыре ночи, и многажды приводили к казне», но потом почему-то отпустили. Историк Русской Церкви архиепископ Макарий так описывает разорение Вологды: «При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами (в сентябре 1612 г.) умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 диаконов и 6 иноков, в том числе и преподобный Галактион Вологодский. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого».

Вероятно, после того, как епископа Сильвестра 4 раза возможно «расстреливают холостыми», чтобы он «подписался» за «Лжедмитрия», его почему-то отпускают. Но сам Владыка Сильвестр после таких испытаний, вероятно, потерял здоровье… Однако не время было думать о себе, но радеть об Церкви и Отечестве. Уже через год епископ Сильвестр «участвовал в Земском соборе 1613 года и в числе других участников подписал грамоту Земского собора об избрании на царский престол Михаила Фёдоровича», его подпись была 8 – й, из более, чем 100 подписей (!!!). После этого здоровье у епископа Сильвестра уже было окончательно расшатано. Его отправляют «на покой» на Псковскую кафедру. Но и там не было покоя епископу Сильвестру, а суждено было опять участвовать в грозных событиях. «Шведы предприняли попытку наступления на Псков в самом начале 1615 г., но были отбиты. Летом того же года значительные силы шведских интервентов во главе с генералом Горном вновь подошли к городу…9 октября неприятель вновь штурмовал крепость. Главный удар был нанесён в районе Варлаамовских ворот, несколько отрядов пытались пробиться в город через Нижние решётки в устье р. Псковы.

Шведская артиллерия обстреляла псковские укрепления из Ивановского монастыря (на левом берегу р. Великой, напротив Кремля) и нанесла им значительные повреждения. Бой продолжался весь день, в нём приняло участие всё население Пскова. Штурм был отбит. 2 октября шведы вновь подготавливали штурм, но взрыв пороха в шведском лагере заставил их отказаться от своего замысла. Через несколько дней Густав-Адольф отступил от Пскова» . Вероятно, и в этих событиях владыка Сильвестр не остался в стороне, организовывая молитвенные бдения, укрепляя защитников Пскова своими яркими молитвенными призывами и проповедями, как делал он это ранее в осажденой Кореле. Штурм был отбит, и силы оставили его. «1 декабря 1615 года Псковский епископ Сильвестр, находившийся по болезни на покое, скончался. Он погребен в подклете Троицкого собора.

Последние месяцы его земной жизни были очень тревожными, однако Провидением ему было уготовано увидеть изгнание с позором неприятеля, с которым ему довелось иметь дело еще в Кореле».

Прот. Константин Савандер

Канал о Православной вере в Карелии
https://t.me/kareleparhia

Новости