Почти одно за другим в первой половине ноября состоялись два заметных события в православной жизни Северо-Запада

4-6 ноября в Архангельске прошли традиционные Иоанновские образовательные чтения, а в Петрозаводске состоялась научно-практическая конференция «Православие в Карелии: уроки истории и современность»

Православные форумы Северо-Запада

Почти одно за другим в первой половине ноября состоялись два заметных события в православной жизни Северо-Запада: 4-6 ноября в Архангельске прошли традиционные, уже пятые по счету Иоанновские образовательные чтения, приуроченные к 320-летию Архангельской и Холмогорской епархии, а в Петрозаводске, празднующем в нынешнем году, 775-летие крещения карел, 14-15 ноября состоялась научно-практическая конференция «Православие в Карелии: уроки истории и современность», организованная Петрозаводской и Карельской епархией совместно с Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук и историческим факультетом Петрозаводского государственного университета, на открытии которой выступил архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

Несмотря на различную тематику, оба форума объединяла общность задач: использование неисчерпаемого творческого потенциала Православия в современной педагогике и в отечественной исторической науке. На их заседаниях были раскрыты новые пласты знаний об отечественной культуре, ее историческом понимании. «Среди ученых, представителей искусства, культуры, сферы образования России в целом и Республики Карелия, - говорится в обращении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Петрозаводской конференции, - возрос интерес к истории Церкви, к практическому опыту духовности, основанном на Православии. В общественном сознании все более утверждается понимание, что без духовного возрождения народа не возможен ни экономический, ни социальный подъем в нашем Отечестве».

Эти слова Патриарха прозвучали в эти дни особенно актуально, поскольку на Иоанновских чтениях впервые было зачитано сообщение о появившемся во второй половине октября методическом письме министра образования России Владимира Филиппова о введении в региональные программы нового учебного, факультативного предмета – «Основы православной культуры», о чем затем информировали и участников Петрозаводской конференции.

НА РОДИНЕ СВ. ИОАННА КРОНШДАТСКОГО

Традиционно на Иоанновских чтениях, часть выступлений, были, прежде всего, посвящены жизни, пастырскому служению и педагогической деятельности св. праведного Иоанна Кронштадтского. В зале пленарных заседаний все дни работы чтений стояла его святая икона.

Архангельская земля взрастила одного из самых выдающихся православных святых кровавого XX века, молитвенника и пророка грозного предреволюционного времени. Годы служения кронштадтского батюшки, которого называли народным священником, были высшей точкой религиозной жизни России. И первым, кто открыл его святость, были кронштадтские босяки.

Однажды батюшке задали вопрос: как он сумел сохранить такую силу духа, веры? Он дал на него глубокий ответ: «Я жил в Церкви». Он был не только известным на всю Россию пастырем, но и талантливым, любимым своими учениками учителем. Более 25 лет преподавал Закон Божий в гимназии и городском училище. Своих воспитанников Иоанн Кронштадтский учил, прежде всего, примером собственной жизни и был для них живым свидетелем русской православной веры.

КАК МЫ СЕБЯ УНИЧТОЖАЕМ

В свое время Иоанн Кронштадтский предупреждал современное ему общество, лившее на него со страниц либеральных газет потоки низкой клеветы, о последствиях тех духовно-нравственных проблем, которые порождались нигилизмом, непримиримой идеологической борьбой. Сегодня эти проблемы снова тесно сплелись с политическими. Как и во времена Иоанна Кронштадтского мы наблюдаем всю ту же вакханалию поругания святынь. Именно этой теме была посвящена большая часть докладов на Иоанновских чтениях

И среди них одна из острейших - тема абортов. Снова и снова обсуждался вопрос о преступлении, в котором участвует все наше общество. По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «это кровавый дождь, который, не переставая, день и ночь бесшумно льется на землю зимой и летом». Биологическим ударом по физическому здоровью нации назвала узаконенное детоубийство выступившая на чтениях кандидат медицинских наук, врач-педиатор Нина Ивановна Кондакова. «Величие, могущество и богатство нашего народа, - процитировала она слова своего знаменитого земляка - Михайла Васильевича Ломоносова, - состоит в рождении детей». Но ныне в России каждый год делается почти 2 млн. абортов, только в Архангельской области в нынешнем году их совершено 23 тысячи. Сделали их и 1269 девочек до 14 лет. На фоне культа разврата, отмечалось на чтениях, аборт стал в наши дни обыденным явлением. «Во имя свободы» узаконенное детоубийство легализовано в России с детского возраста. 13-летняя девочка становится законченным преступником. Ее жизненный путь с самого начала забрызган кровью и отмечен блудом.

И РАДОВАЛИСЬ РАДОСТЬЮ ОДНОЙ

Сохранение семьи стало в наш век путем стяжения Духа Святого, таким же, как когда-то, во времена римских гонений Церкви, им было мученичество, а позже - формирование догматов. Об исторических формах стяжания святости говорил в своем выступлении, вызвавшем большой интерес среди участвовавших в чтениях педагогов, священник Владимир Шугаев.

По словам отца Владимира, читающего в школе цикл бесед «Основы семейной жизни», интерес к этой теме появляется у старшеклассников с первого же урока и не ослабевает до заключительного занятия. Когда две трети браков сегодня в России распадается, эта проблема, говорил священник, не может не волновать юное поколение.

Своих воспитанников отец Владимир убеждает, прежде всего, в том, что брак по любви не возможен. Потому что переживаемое первоначально молодыми людьми чувство вовсе не любовь, а всего лишь чувство влюбленности. Только спустя 10-15 лет супружеской жизни рождается любовь-единение и только после многих испытаний человек убеждается, насколько его брак удачен. «Хотите иметь хорошую семью?», - спрашивает батюшка будущих мужей и в ответ советует: «Тогда, прежде всего, выбирайте мать для своих детей».

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - ПРИНЦИП ДУХОВНЫЙ

Теме духовного воспитания детей были посвящена работа всех секций Иоанновских чтений. На них не только выступали известные в России богословы, но и делились своим опытом педагоги – православные просветители, ряды которых с каждым годом увеличиваются. Духовность не прививается только словами, дети должны жить в атмосфере любви и нравственной ответственности за свои поступки, говорили они. «Попытайтесь сегодня никого не обидеть и сам ни на кого не обидеться», - дает задание учитель и предупреждает воспитанника, что без молитвы эта задача окажется очень трудной. Педагоги, пытающиеся привить современному ребенку начала нравственности, убеждали, что дети тоже нуждаются в чисто духовных переживаниях, красота которых важна для их духовного становления.

В подростковом возрасте сильна потребность в общении со сверстниками и стремление быть взрослыми, говорил на секционном заседании редактор газеты «Воскресная школа» иеромонах Киприан (Ященко). И подросткам надо дать возможность реализоваться как взрослые, но соответственно подготовив их к тому, что это, прежде всего, состояние ответственности, включить их в полезную деятельность. Причем в настоящую, серьезную а не в игру - деятельность, в которой человек такой ответственности не несет.

ЖИЗНЬ – НЕ ИГРА

Одной из острейших проблем современного мира на чтениях в Архангельске была названа неспособность человека в постиндустриальную эпоху осмыслить собственное существование, найти свое место в этом мире. Об отказе человека от ответственности за свою жизнь свидетельствует интерес, с которым сейчас обсуждается эфтаназия. Чтобы быть задействованным в жизни, подчеркивалось в одном из выступления, человеку надо вернуться в реальное бытие. Сейчас же происходит виртуализация реальности, которой способствуют компьютерные технологии.

Раньше человек чувствовал свою зависимость от жизни, а значит и от Бога. Теперь современная цивилизация дает ему возможность не заботиться о своем существовании. Резко повысился жизненный уровень. Люди больше внимания стали обращать на материальную сторону жизни. В старости теперь у них есть и пенсия, и дома для престарелых, поэтому для поддержания жизни им Бог не нужен.

Но в православной культуре иное осмысление человека в обществе, перед Богом. Бог – это не только помощь в противоборстве со стихией, гарантирующий нам хороший урожай и победу над врагом, но средство выживания человека, остающегося в лоне культуры. Человек культурный – это иная сущность бытия. Культуру создает только человек духовный, приведший свою душу в целостность, живущий в соответствии с истиной, в котором есть эстетическое начало, способное ощущать красоту. Поколениями впитавший православную культуру русский человек «внутренне» более глубокое и широкое явление, чем человек «внешний», общественный, партийный, государственный. Отсюда происходит знаменитое терпение нашего народа

И, тем не менее, в российской школе, противящейся введению основ православной культуры, пытаются вытравить в народной душе все то, что внесло в нее за свою более чем тысячелетнюю историю Православие, усиленно насаждается гуманистическая утопия, связанная с ориентацией на Запад. Каждый второй школьник считает своей главной задачей – жить для себя, многие из них становятся патриотами чужой страны, а не своей родной, культуру которой им запрещают изучать. Обучение в современной российской школе, подчеркивали участники образовательных чтений, поставлено только на интеллекте, начетничестве, перегруженности информацией, блокирующей эмоциональную сферу детей. Школьнику дается целая груда знаний о мире. Но зачем ему эти горы знаний, если человек ничего не знает о себе, о ценности своей личности, если его с юности пытаются лишить неба, чтобы, когда он вырастит, впихнуть в собственную клетку, где он будет вести то ли животное, то ли растительное существование?

Устойчивость личности определяется состоянием души. Воспитание должно ее строить, расширять ее объем, школе необходимо воспитывать сердце в любви. Но, как констатировалось на Иоанновских чтениях, всего этого мы в отечественной педагогике не находим.

УРОКИ ИСТОРИИ

Возвращаясь к петрозаводской научной конференции, отметим, что на ней в какой-то мере продолжился начатый в Архангельске разговор о нашем будущем, о понимании современности в свете прошлого. Рассмотрев самый широкий спектр проблем, связанный с раскрытием уникальности православной миссии Новгорода в карельском крае, Петрозаводская конференция призвала ориентироваться на мощный потенциал истины, добра и красоты, который содержит в себе православная вера, являющаяся живой религиозной традицией нашего народа. Вопросы духовного возрождения были названы на ней приоритетными для общества, поскольку в Карелии за долгие годы партийного атеизма культурная традиция была прервана, произошел разрыв с историей, что привело к духовному опустошению людей.

Мы ратуем за права человека, отметил ректор ПетрГУ В. Н. Васильев, но забываем проповедовать ответственность человека за свою деятельность. Главной предпосылкой становления современного высококлассного специалиста, по его словам, сегодня является его духовное становление.

По мнению участников Петрозаводского форума, высоко оценивших его уровень, ученые Северо-Запада России нуждаются в том, чтобы такие конференции с обобщением и исследованиями проводились постоянно, а не приурочивались только к исторически значимым датам.

Ольга СИДЛОВСКАЯ.

Новости