По архивным данным на 1796 год, в Кижском приходе число прихожан составляло 2244 душ обоего пола, что значительно превышало средний показатель размеров прихода по Петрозаводскому уезду.
Духовные власти Олонецкой епархии в XVIII – XIX вв из за высокой плотности населения в Заонежье, позволяли содержать в заонежских приходах двойной клир.
Известно, что к концу XVIII столетия в заонежских приходах служили 10 священников, 6 дьяконов, 11 дьячков, 12 пономарей (с членами семейств численность духовного сословия составляла более ста человек).
По законодательству XVIII века, прихожане имели право избирать священно– и церковнослужителей и были обязаны обеспечить их содержанием, земельным участком и ругой (руга — сбор съестных припасов с крестьян священнику).
Священники были поставлены в зависимость от крестьян и поэтому боялись потерять их расположение.
Информация о строительстве церквей, часовен, исполнение мирских треб, о выборах духовенства и обеспечение клириков, как правило, отражена в различных архивных источниках, но взаимоотношения прихожан и духовенства не исчерпывались исполнением мирских треб и обеспечением клира. Была еще одна существенная сфера, в которой соприкасались интересы священнослужителей и прихожан.
Священство оставалось существенной частью институтов власти сельской общины, выполняя порой сложные и деликатные поручения.
Законодательство второй половины XVIII века содержит двойные нормы в вопросе о роли духовенства. Священнослужителям, согласно указу 1767 года, строжайше запрещалось «прикладывать руки» к крестьянским прошениям, но в то же время разрешалось участвовать в светских делах по требованию начальства, а не только заниматься заботой о душах прихожан.
Таким образом, законодательством XVIII века, предполагалось участие клириков в решении административных задач, хотя круг этих задач был невелик, но в идеале должно было ограничиваться теми случаями, когда это считали необходимым представители светской власти.
Жизнь крестьян вынуждала обращаться к священнослужителям с разнообразными просьбами, в том числе далеких от богослужения и церковных таинств.
Предстояло согласовать две тенденции: традиционное привлечение духовенства к участию в деятельности сельской общины и возрастающую роль в решении тех проблем, которые стояли перед чиновниками разных уровней.
Архивные источники свидетельствуют о том, что власти апеллировали к авторитету духовенства в разнообразных затруднительных случаях. Как правило, роль священнослужителей оставалась несложной: им надлежало доводить до сведения населения важнейшие указы и другую важную информацию от светских властей.
В большинстве случаев священник становился не просто пассивным участником событий, а главным действующим лицом, призванным контролировать принятие решений, которые относятся к числу наиболее существенных в жизни крестьян. Иногда чиновники поручали духовенству заверять решения сходов.
Очень часто священникам приходилось давать показания в различных судах, при разбирательствах между крестьянами, например, при разделении пашенных земель или сенокоса, а также при выборы кандидатов в рекруты.
Таким образом, привлечение священнослужителей к исполнению обязанностей, далеких от богослужения, далеко не всегда происходило по инициативе чиновников. Участие священнослужителей в крестьянских делах было копией того же содействия, которое клирики оказывали местной администрации, и самим священникам было непросто разобраться в том, в качестве кого он присутствует на сельском сходе: в качестве поверенного лица светской власти или уважаемого члена крестьянского сообщества.
Архивные документы позволяет утверждать, что священнослужители становились свидетелями при совершении разного рода сделок и соглашений, это говорит об их высоком статусе. Например, священники присутствовали при передаче залога от жениха родителям невесты незадолго до свадьбы.
Приходскими поверенными священнослужители становились и в случаях, когда было необходимо собрать средства на ремонт или строительство храма.
Можно подвести определенный итог: в действиях священнослужителей в ту эпоху, есть некоторая двойственность. Эта двойственность состоит в светском и церковном — предназначении их в приходе. Она заключалась в посредническом, промежуточном положении клира между властями, с одной стороны, и крестьянами — с другой.
И едва ли можно сделать обобщенную оценку симпатий духовенства, вытекающую из этого своеобразного статуса. Священники делали свой выбор исходя из конкретной ситуации.
Кижское, как и все сельское духовенство Русского Севера, играло существенную роль в жизни крестьянского мира. Эта роль отчасти обусловлена авторитетом священнослужителей. Во многом участие священников в мирских делах объяснялось их отстраненностью, отсутствием у них личной заинтересованности при разбирательствах в конфликтных ситуациях.
Законодательство того времени играло определенную роль — его влияние было двояким. Во-первых, священнослужители были оставлены на полное попечение самих крестьян, которым предоставлялось право решать все важнейшие вопросы, связанные с повседневной жизнью духовенства. Нельзя забывать (и любой служитель церкви помнил об этом), что избрание на должность в составе клира, и даже личная безопасность клириков зависели от прихожан. Во-вторых, существующая практика привлечения священнослужителей к участию в светских делах по инициативе чиновников разных уровней закрепляла в сознании крестьян образ священника — непременного участника мирских мероприятий.
Иван Кижский
В статье использовались материалы работы Пулькин М.В. «Православный приход».
Канал о Православной вере в Карелии
https://t.me/kareleparhia