Традиции росписи в нашем крае восходят к древнерусской храмовой живописи

Фотографии:

Об этом рассказывает краевед Татьяна Мошина

 

«РОЗА - ЦВЕТ АЛЫЙ, ВИНОГРАД – ЗЕЛЕНЫЙ». О народной росписи Заонежья (1 часть).

 

Роспись на Руси бытовала уже в XVI веке. Историк Николай Костомаров отмечал, что в хоромах бояр фронтоны, часть стены у окон расписывали «листьями, травами, птицами, зверями, единорогами, всадниками на конях». «Узорами и травами» – украшали и утварь: ларцы, братины, ковши, мисы, солоницы. А по работе среди мастеров славились калужские, гороховецкие, а также и «корельские».

 

Василий Дашков, сын олонецкого губернатора, позднее ставший этнографом и музееведом, в своём «Описании Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях» (1842г.) отметил, что утварь крестьян (ушаты, ведра, ковши) «раскрашивались» «различным образом».

 

Традиции росписи в нашем крае восходят к древнерусской живописи: иконам (растительным орнаментам на житийных иконах), росписям в интерьерах храмов и часовен: на тяблах (полки для иконостаса), на «тощих» свечах (подсвечниках высотой около 1м) и балках потолков типа «небо», орнаментике богослужебной утвари (шкафов-аналоев для свечей, ковшей-скобкарей). Наиболее ранние растительные мотивы имеют аналоги также с орнаментами миниатюр: в Заонежье это украшенные разнообразными цветочными композициями рукописи «Ирмологий», «Месяцеслов», а также отдельные листы с поучениями и картинки мастеров Выговского общежительства, где также расписывали и украшали росписью бытовую утварь и посуду (лучшие образцы хранятся в музеях Москвы Санкт-Петербурга). В мастерских общежительства проходили выучку и способные к искусству заонежские крестьяне, которые перерабатывали орнаментику выговских мастеров в соответствии со вкусами местных жителей и расписывали мебель, утварь, орудия труда, фронтоны и наличники домов.

 

Декоративные росписи XVII–начала XIX вв. в наше время можно увидеть лишь в культовых сооружениях. Это можно объяснить прежде всего тем, что утварь была неразрывно связана с бытом и активно использовалась, а также следствием социальных потрясений XX в. Росписей в интерьерах храмов и часовен сохранилось немного. Раньше их трудно было рассмотреть. Но теперь, когда появилось немало изданий с замечательными иллюстрациями, они поражают своим разнообразием. Так, на балках «неба» Преображенского собора на острове Кижи по белому фону выполнены растительные орнаменты, в основе которых крупные бутоны с округлыми стилизованными плодами (мотив, знакомый по рукописям), графичные цветы с разноцветными лепестками, ягоды с завитками листьев.

 

Всего балок 16 и, как отметил исследователь зодчества А.В. Ополовников, росписи на них «простые и жизнерадостные» и «среди них нет двух с одинаковыми орнаментами». В часовне во имя апостолов Петра и Павла в д. Волкостров 12 балок неба и две балки, идущие вдоль стен, были расписаны цветами и травами. Росписями были украшены брусья алтарной преграды для установки икон в иконостасах часовен Святых Флора и Лавра в д. Мяльзино, балок «неба»- часовни Воздвижения Креста в с. Космозеро, во имя Архангела Михаила в д. Леликозеро, часовни в честь Богородичной иконы «Знамение» в д. Корба. И все они отличаются друг от друга по орнаментике и по колориту.

 

Оригинальной была роспись деревянных столбиков иконостасов, а также подсвечников («тощих свечей»), например, в Преображенской церкви Кижского погоста (около 1714г.) Богаты растительными орнаментами были одеяния на некоторых иконах в церквях Кижского погоста: «Собор Богоматери» (Преображенский собор. XVIIIв.), «Успение» (Покровский собор. XVII–XVIIIвв.), «Воздвижение Креста» (с. Вегорукса. Музей ИЗО).

Новости