2005 году приход Сретенского храма Соломенного отмечает юбилейную дату – 225 лет со дня освящения церкви. 15 февраля 2005 года, в праздник Сретения Господня, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил торжественную Божественную литургию.
Церковь, построенная на века
По благословению настоятеля Соломенского прихода о. Павла Лехмуса жительница Заозерья Екатерина Демкина разыскала документы по истории прихода. Она поделилась с читателями «Сретения» сведениями, полученными из архивных источников, по библиотечным данным и из рассказов современников:
— Религиозная история Соломенного начинается еще в XVI веке, с основания Салминского мужского монастыря. Его несколько раз посещал Петр Первый. Во время царствования Екатерины II эта обитель, как и другие малочисленные монастыри, была упразднена. Петропавловская церковь стала приходской.
По описи 1768 года нам известно, что все имущество бывшей обители осталось за Упраздненной Соломенской пустынью. К храму были приписаны семнадцать дворов, жителей которых духовно окормляли и служивший в то время приходской священник, потом - его преемники. Они преодолевали большие расстояния для того, чтобы совершить таинства крещения или отпевания в Лехнаволоке, Тихом Наволоке, Руднаволоке и других селениях.
В 1780 году, согласно надписям, сохранившимся на антиминсах, состоялось освящение нового храма — Сретенского. Эта каменная церковь построена олонецким купцом Ильей Кононовым по завещанию его отца Якова. Храм, поставленный на скале, представлял собой четырехконечный крест. Стоимость строительства Дома Божиего Кононов сохранил в тайне. В конце XVIII века вместо сгоревшего деревянного Ильей Яковлевичем был возведен Петропавловский каменный храм с пределами в честь «ангелов храмоздателя Илии и его супруги Анны». С южной стороны этой церкви и были похоронены супруги Кононовы.
В алтаре Сретенского храма пребывала самая чтимая святыня — крест с частицами мощей святых. Наши благочестивые предки стремились как можно лучше благоукрасить свой храм. Так, иконостас церкви был написан иконописцем Кайдаловым, приглашенным Ильей Кононовым. Иконы в Сретенском храме были в киотах из красного дерева, в золотых рамах, украшены драгоценными венцами. Все это реквизировалось в Советское время…
По ночам в здании поруганного храма звучало церковное пение
— Последний священник Соломенского прихода о. Иоанн Вифлеемский служил в приходе пятьдесят лет. В 1918 году его лишили жилья, и священник с матушкой скитались по родственникам и людям, сочувствующим семье. И таких было много — батюшку уважали за смирение, внимание к каждому человеку, за любовь к детям. Поэтому и построили верующие жители прихода дом для своего священника, сохранившийся до сих пор. Перед домом был камень, на который рыбаки приносили рыбу для о. Иоанна, лишенного средств к существованию. До своей смерти священник продолжал совершать литургии, требы. Моя бабушка рассказывала, что в церковь даже приезжали венчаться.
В 30-х годах с обоих храмов сняли купола. Сретенская церковь была закрыта, в ней устроили общежитие, позже — школу. По ночам преподаватели, жившие в ней, со страхом слышали церковное пение. В начале девяностых годов на церкви весела вывеска магазина «Стимул», затем в нем предполагалось устройство сауны.
Позднее и в Петропавловской церкви начала действовать начальная школа. В 1942 году финны-оккупанты открыли этот храм и приказали всем явиться на праздничные рождественские и пасхальные службы. После войны по прошению прихожан Петропавловскую церковь снова вернули верующим. Но в 1962 году вышло постановление о закрытии церкви святых апостолов Петра и Павла. До сих пор в здании церкви — детское учреждение. Кладбище, находившееся рядом с храмом, было разорено, и нередко дети находили здесь человеческие кости…
* * *
«Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. гл. 21, ст. 12)
Только в 1996 году один из храмов Соломенного - Сретенский - был наконец возвращен Православной Церкви. После многочисленных переустройств это было невзрачное двухэтажное здание: церковь лишили куполов, колокольни, высоких стрельчатых окон. Общество относилось к обезображенному храму только как сохранившийся уникальный памятник культуры и истории. Но постепенно, трудами Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила и силами прихода, созданного в 1997 году, храм стал духовной святыней.
О жизни прихода наша беседа с настоятелем Сретенского храма иереем Павлом Лехмусом:
— В первую зиму, когда мы начали служить в Сретенском храме, температура понижалась до минус 30 градусов. К этому времени уже сложился костяк прихода. Вначале служить можно было только на втором этаже, но осенью 1998 года мы расчистили первый этаж и перенесли храм туда. Позже, в 1999 году, у прихода появился свой благотворитель — фирма ОАО «АВ Инвест». Ее генеральный директор, Роберт Сергеевич Ан, более чем кто либо озаботился восстановлением церкви. Затем и правительство Карелии, мэрия Петрозаводска, другие благотворители влились в дело возрождения древней святыни. И теперь восстановленный храм привлекает внимание не только внешним, но и внутренним убранством, прежде всего — удивительным резным, трехъярусным иконостасом, созданным палехскими мастерами.
— И общими усилиями храм был возвращен православным верующим Соломенного, Заозерья, Петрозаводска…
— Да, 27 июня 2003 года, в первый день празднования 300-летия Петрозаводска, Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил восстановленную церковь во имя Сретения Господня. К сожалению, не все прихожане дождались этого события. В их числе Серафима Васильевна Меньшикова, дочь священника, которая жила в храме, когда он был жилым домом, работала учительницей в школе, располагавшейся в церкви длительное время. А под конец жизни стала прихожанкой восстанавливающегося Сретенского храма.
— Батюшка, а как сейчас живет приход?
— Сейчас в храме 60-70 постоянных прихожан. Очень отрадно, что верующие очень трепетно относятся к Богослужению - во время службы никто не разговаривает и не ходит по храму. В нем совершаются таинства крещения, венчания, соборования... По мере возможностей духовной окормляются жители села Заозерье, деревней Ялгуба, Суйсарь. Благодаря подвижническим трудам Екатерины Демкиной ведется архивно-исследовательская работа. С сентября 2004 года при приходе открыта Воскресная школа, занятия в которой проводит Людмила Ивановна Волхова. Я же веду курс "Основы православной культуры" для учащихся младших и средних классов школы №10 с. Заозерье.
— Какие еще планы хотелось бы осуществить?
— Приходу очень нужен приходской дом, в котором можно было бы расположить библиотеку, Воскресную школу, духовно и физически окормлять неимущих людей. Особенно горестно испытывать нужду в приходском доме, имея в непосредственной близости ЧЕТЫРЕ бывших церковных здания! При наличии помещения появилась бы возможность устроить иконописную мастерскую. В приходе «родился» иконописец — Лариса Борисовна Дробязгина, дочь Серафимы Васильевны Меньшиковой, о которой я уже рассказывал. Владыка Мануил видел первые работы Ларисы Борисовны, одобрил ее начинания и благословил продолжать сей спасительный труд во благо Церкви.
— Какие еще проблемы вас больше всего волнуют?
— Духовное состояние окрестных жителей. Ведь храм восстановлен и для них, и для жителей Заозерья, и для всех добрых людей. Но люди, называющие себя верующими, по разным причинам не ходят в церковь. Фактически нуждаясь в духовной пище, они забывают, что БОГ СПАСАЕТ НАС НЕ БЕЗ НАС, и ждут, не делая попыток изменить свою жизнь, душу и сердце. Многие от безысходности и неустроенности начинают злоупотреблять спиртным. Мы молимся о том, чтобы Господь помог этим ищущим и страждущим.
На скале, рядом с храмом стоит силовая опора линии электропередач. Специалисты из Карелэнерго осматривали ее — на опорах бетон крошится прямо в руках, а, если учесть, что место здесь открытое, постоянно дует сильный ветер, то для храма и людей линия создает некоторую опасность.
За терпение и любовь к ближним о. Павла любят и уважают в приходе. «Я очень нуждалась в помощи, когда пришла в этот храм, — рассказывает прихожанка храма Инна, — и нашла поддержку в о. Павле. Этот священник обладает удивительным качеством — он так располагает к себе людей, что они чувствуют его близким человеком и сами становятся близкими ему. Поэтому в приходе замечательная атмосфера.
Не полюбить этот храм невозможно. Мне нравится бывать здесь осенними вечерами, наслаждаться потрясающими картинами природы, тишиной… Живописный вид подготавливает человека к тому, что он идет в Дом Господень. Прозрачность воздуха напоминает о чистоте духовной, обвалакивающий нежный туман — о любви Божией. Не зря эта церковь освящена во имя Сретения Господня, ведь Сретение — это встреча человека с Богом».
Подготовила Ирина ТАТАРИНА, 2005 год
* * *
О Сретенском храме
(Из беседы с настоятелем Сретенского храма иереем Павлом Лехмусом накануне Сретения Господня в 2004 году)
Мы надеемся, что в скором времени у прихода появится церковно-приходской дом. Роберт Сергеевич Ан, наш постоянный благотворитель, обещал помочь материалами для его постройки. Пока же вся просветительская деятельность осуществляется на дому у верующих: там мы проводим духовные беседы, смотрим православные видеофильмы, собираемся в дни больших праздников.
Настоятель прихода — это одновременно и духовный наставник своих прихожан, конечно же, пастве интересно узнать, каков был путь к Богу их батюшки.
С одной стороны мой путь к Богу был непрост, поскольку специально я себя к служению не готовил, но с другой — промыслительным. Случилось так, что, когда я сватался к будущей матушке Наталье, я даже не знал, что она из верующей семьи. Дед матушки — известный в Петрозаводске священник, бывший настоятель Крествоздвиженского собора, отец Петр Серегин, принявший перед смертью монашеский постриг. Поэтому мы должны были венчаться и, чтобы приступить к этому таинству, мне пришлось креститься. Крестил меня в епархиальном управлении, находившемся тогда на старой Кукковке, о. Симон, ныне архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Венчаться мы с матушкой уехали в Нарву, поскольку я на ту пору учился в консерватории, и посещение церкви студентом расценивалось в ту пору как аморальное поведение, грозившее исключением без права на восстановление. Вот, собственно, такими событиями ограничилось у меня на ту пору соприкосновение с Православной Церковью.
А потом, после армии, работая в школе искусств преподавателем хора, я вместе с матушкой стал петь на клиросе Екатерининской церкви. Как профессиональный музыкант, я уже соприкасался с духовной музыкой и раньше, когда работал хормейстером известного камерного хора под управлением Юрия Клаза. В церкви же знакомые песнопения оживали во время богослужения. После двух лет клиросного послушания я почувствовал, что мне вне храма хуже, чем в нем. Это стало заметно и окружающим. Вскоре отец Иоанн Тереняк, бывший настоятель Екатерининской церкви, предложил мне подумать о священническом служении. Я счел себя абсолютно недостойным и очень долго отказывался, потом вверил себя воле Божией и в 1996 г. в Прощеное воскресенье был рукоположен владыкой Мануилом во диакона. Через полгода была совершена моя хиротония во священника, а с августа 1997 года я был назначен настоятелем Соломенского прихода. Надо сказать, что, увидев свои владения, я чуть не впал в уныние — настолько в плачевном состоянии находился тогда храм. Его реконструкция уже велась после передачи храма, но с 1999 года начались более активные восстановительные работы, которые продолжались четыре года.
В какое время храм открыт для посещений?
Ежедневно с девяти до семнадцати часов без выходных. Каждую среду и пятницу вечером служим акафисты, а в субботу, воскресенье и большие праздники совершаются вечерние богослужение (в 17 часов) и Божественная литургия (в 10 часов утра).
Марина БАБАЛЫК, 2004 год.